Здравствуйте, уважаемые читатели!
С момента, когда я написал статью "Исследование феномена работы дилеров по продаже новых автомобилей в 2021 году: хочешь купить машину, покупай её с допами", произошли некоторые изменения. Я попросил своего товарища, который имеет юридическое образование, в преддверии покупки нового автомобиля проконсультировать меня о том, какие законные основания есть по оспариванию покупки автомобиля с предустановленным дополнительным оборудованием, если я не желаю это дополнительное оборудование (например, если мне не нужна защитная сетка в бампер, тонировка стёкол и т.п.).
Т.е. вводные такие - я готов за наличные средства купить автомобиль, но по прайсовой цене
У дилера KIA Motors, например, в нашем городе политика продаж автомобиль примерно такая:
Причём если раньше были вменяемые сроки ожидания автомобиля (два, максимум три месяца), то сейчас, при заказе у завода-изготовителя, срок ожидания может составлять и 6 месяцев. А в шоуруме автомобили все продаются по завышенным ценам. В среднем - это 150 тысяч рублей, если околобюджетный сегмент. Если это условный KIA Sorento, то там наценка может и 250 тысяч составлять.
Итак. Мой товарищ сказал следующее:
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей "Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя", цитирую текст стать дословно: "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме" [1]
Таким образом, официальный дилер не имеет юридического основания навязывать покупку доп. опций как необходимую часть соглашения о приобретении нового автомобиля, поэтому в своей статье я, конечно, погорячился, сказал, что дилер при такой стратегии продаж ничего не нарушает.
Поэтому потенциальный покупатель автомобиля может написать жалобу в Роспотребнадзор на действия официального дилера при продаже автомобиля.
При этом сами дополнительные аксессуары, которые устанавливаются на автомобиль, относятся к двум категориям товаров:
1. Товары, которые можно демонтировать и привести автомобиль к заводскому состоянию комплектации. Самый простой пример - это ковры в салон или багажник автомобиля. Если в заводской комплектации их не было, то автомобиль с предварительно "установленными" защитными коврами мы можем привести к заводской комплектации путём их изымания из салона автомобиля. Тем более, что, зачастую, качество этих ковров лично у меня не вызывает особого энтузиазма:
2. Товары, демонтаж которых сопряжён с выходом из строя изделия. Например, это может быть сигнализация. Её нельзя просто взять и изъять, не проведя дополнительных манипуляций с автомобилем (например, нужно демонтировать торпедо, провести повторную ревизию электропроводки и т.п.).
По первой категории товаров покупатель автомобиль может руководствоваться ст. 25 Закона о защите прав потребителей "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества" [2], а именно по ч. 2, цитирую дословно "Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара". Таким образом, если коврики в салоне или багажнике не будут иметь следов эксплуатации, то их можно вернуть продавцу. Аргументировав это тем, что, например, Вы решили, что ковры не очень подходят по размерам. Правда сделать это нужно в 14-дневный срок с момента приобретения автомобиля. Ну и второй момент - у официального дилера таких ковров не должно быть в продаже, иначе Вам предложат поменять комплект ковров на новый.
Со второй категорией товаров всё несколько сложнее. Эти манипуляции с доп. оборудованием попадают под ст. 12.5 КоАП "Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена" [3], поскольку установка сигнализации изначально не была предусмотрена конструкцией автомобиля и, если следовать букве закона, при осмотре такого автомобиля во время регистрационных действий в ГИБДД, будет выдан запрет на эксплуатацию такого автомобиля с требованием вернуть его к заводской конструкции. Естественно, что такого не происходит, иначе 99,9% автомобилей на наших дорогах получили бы запрет к эксплуатации.
Однако, владелец нового автомобиля может сделать независимую экспертизу и доказать, что установка сигнализации является изменением конструкции автомобиля, которую нужно обязательно регистрировать, предварительно пройдя нетривиальный путь сертификации такого изменения. Далее покупатель, основываясь на ст. 10 "Информация о товарах (работах, услугах)" [4] и ст. 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона о защите прав потребителей, пишет претензию к официальному дилеру, у которого приобретался автомобиль, с требованием вернуть деньги за дополнительно установленное оборудование, т.к. до Вас, как до покупателя, не довели должным образом информацию о товаре (о невозможности эксплуатации этого автомобиля без дополнительной сертификации доп. аксессуаров).
В итоге, требовать продать автомобиль без доп. оборудования покупатель всё-таки не может, поэтому я был частично прав. И какие-либо действия он может предпринимать только после того, как сделка по покупке автомобиля будет совершена.
Другие мои статьи
Список источников
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/a59c9031d80197ff65e988f45049e8ba09a0ade0/
2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/07e266c138f7d30d498ff235626083e75b770ff3/
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6cd5aa8ecdc7be66e7f90b589e761ef77befaa02/
4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/e96b1cbe2a0795305a08c97b1a7f34ddab4ae908/
С уважением, Юрий (kua1102)