У популярного психолога и писателя Михаила Лабковского есть шесть правил против невроза, которые он транслирует своим клиентам и читателям. Одно из них звучит так: "Сразу говорить о том, что не нравится".
Скажу честно, это иногда довольно сложно. Особенно когда люди уже привыкли, что ты ведешь себя определенным образом. Или, например, ты боишься обидеть человека.
Подобная ситуация сложилась у меня на работе. Началось с пустяка. Предыдущая сменщица дружила с девочкой из соседнего отдела. А та все время забывала ключи. То оставит их дома в другой сумке, то в другой куртке. Моя сменщица, добрая душа, и предложила: "Да оставляй ты свои ключи у нас". Так и сделали. Теперь соседка заходила к нам за ключами утром и с ключами - вечером. Ну хорошо.
Моя сменщица уволилась. Появились новые отделы. Сначала страховая. Хорошие девчонки. Но почему-то один ключ на двоих. Соседка им и подсказала: так оставляйте вот у девочек, я оставляю, мне очень удобно. Девочки радостно пошли к нам. Меня особо никто не спрашивал.
Потом появился еще один отдел, канцтовары. Дальше по коридору, мы с ними и не общались, даже и не здоровались. Но им тоже кто-то подсказал, где так удобно хранить ключи. И пошло-поехало. В девять утра за ключами идут одни, в десять другие, вечером в семь несут сдавать ключи одни, в восемь другие. Я как-то даже упустила рубеж, когда все это переросло из помощи в балаган.
Отрезвил один момент. Приходит девочка из канцтоваров (а ее сменщица положила ключ не на стойку, а на полочку), не увидела свой ключ и вместо того, чтобы нормально спросить, что-то типа "Извините, а вы не видели, куда моя сменщица ключ положила?", требовательно произнесла: "Ключик!". Слегка растянув последний слог. Будто тут вахта некачественно ей услугу оказывает по хранению. А еще через день небрежно шибанула мне дверью.
Тут меня прорвало. Я ругнулась, а на следующий день им сказала, чтобы носили ключи на охрану. Хозяйка отдела сделала своим сотрудницам еще один ключ, а на меня обиделась. Ведь так удобно было хранить у нас.
Оставались еще два отдела. Ходили к нам почти каждый день - утром и вечером. Также к нам ходили не только они, а девочки, выходящие к ним на подмену. Проходной двор стал меньше, но никуда не исчез, а поэтому продолжал раздражать. Но с этими девочками мы хотя бы общались.
Тут я и вспомнила третье правило Лабковского, и подумала: ну почему не сказала сразу, зачем так запустила эту тягомотину с ключами? Но решила, что лучше поздно, чем никогда. Когда та самая рассеянная девочка, с которой все началось, вернулась ко мне третий раз за вечер в попытке сдать ключи (вспомнила, что забыла на рабочем месте плащ, вспомнила, что забыла там же телефон), я мягко ей сказала: "Юль, вы сделайте себе еще один ключик".
Потом тоже самое сказала девочкам из страховой. Мягко, но каждой. И вчера был день, когда я пришла на работу, и у нас не лежало ни одного чужого ключа! Правда, одна работница (из тех, что выходит к ним на замену) все равно зашла с утра. Для нее сделали отдельный ключ, написали, где он лежит... а она все равно по привычке пришла к нам. Но ничего. Главное, что теперь не придет. Я надеюсь.
Какой я для себя сделала вывод? Если какая-то ситуация начала раздражать, нужно прекращать ее на корню ("сразу говорить о том, что не нравится"). Иначе она обязательно разрастется, как гидра. Вот мне пришлось "рубить" уже три "головы".