Кинокартины о военном времени всегда отличаются особой пронзительностью. В них заключены боль и слезы целых народов, а ещё – мужество, сила и воля поколений, прошедших через горнило жестокой борьбы. Наверняка, именно поэтому режиссёры снова и снова обращаются к этой теме, создавая новые военные фильмы о разных периодах нашей истории. Великая Отечественная, Афганская война или любой другой военный конфликт, где гибли люди, требуют переосмысления и напоминания о себе.
«Подольские курсанты», 2020 год, режиссёр Вадим Шмелев
Картина повествует о событиях осени 1941 года, когда порядка трёх с половиной тысяч курсантов подольских артиллерийского и пехотного училищ вместе с регулярными частями 43-й армии сдерживали наступление фашистских войск на Ильинском рубеже в Подмосковье. В течение двенадцати дней мальчишки держали оборону и погибали один за другим.
В «Подольских курсантах» проработана каждая деталь, фильм получился реалистичным благодаря максимальной аутентичности: военная форма, техника, оружие полностью соответствуют времени. Сюжет кажется простым и одновременно пугающим в своём отношении к смерти. Впрочем, на войне не бывает по-другому, тут есть только два действия: солдат либо убивает, либо погибает сам. Создатели картины не заигрывают со зрителем, а предлагают ему почувствовать всю боль и жестокость беспощадной войны.
«Сестрёнка», 2019 год, режиссёр Александр Галибин
Картина была снята по повести Мустая Каримова «Радость нашего дома», и она очень непохожа на многие другие военные фильмы, повествующие о Великой Отечественной. Фильм адресован, в первую очередь, детям, и главные герои «Сестрёнки» - тоже дети, маленький Ямиль и его названная сестра Оксана. Девочку нашли солдаты в одном из домов в уничтоженной немцами деревне. Один из солдат и отправил малышку к себе домой, в Башкирию, чтобы спасти ей жизнь.
Фильм получился трогательным и добрым, иногда вызывающим улыбку от детской непосредственности главных героев, иногда – слёзы от боли и трагизма. Чего только стоит эпизод, когда мальчишки нападают на пленных немцев,
пытаясь выплеснуть всю свою ненависть, накопившуюся за время войны. Они мстят за своих погибших отцов, за слёзы матерей, за собственный голод и страх.
«28 панфиловцев», 2016 год, режиссёры Ким Дружинин, Андрей Шальопа
Этот фильм является поистине уникальным. Первоначально деньги на картину собирали «всем миром» с помощью краудфандинга. Люди, чьи деды и прадеды погибли на войне, смогли собрать 34 746 062 рубля. Уже после этого к финансированию подключились Министерства культуры России и Казахстана.
Создатели фильма не разочаровали тех, кто им поверил. Им удалось заставить каждого зрителя пережить то, что чувствовали панфиловцы холодной поздней осенью 1941 года: боль, страх и отчаянную решимость не пропустить врага любой ценой.
«Братство», 2019 год, Павел Лунгин
В этом фильме, повествующим о событиях Афганской войны, кажется, нет ничего такого, чего бы зрители не знали раньше. И он не только о войне, он – о мире, который особенно ценен для тех, кто хоть раз в своей жизни слышал свист пуль или ужасающий звук разоравшегося снаряда. «Братство» - это прежде всего фильм, увлекающий неожиданным сюжетом, психологической точностью, эмоциями и стремлением каждого героя к миру.
Пока в канун вывода советских войск из Афганистана велись многоходовые игры, затрагивавшие интересы многих людей, солдаты разведроты доказывают, что соблюдение всех политических пиететов не отменяет правила не бросать своих в любой ситуации.
«Турист», 2021 год, режиссёр Андрей Батов
Обычно российские военные фильмы повествуют о событиях Великой Отечественной, Афганской или Чеченской войн, но в данном случае речь пойдет совсем не о них. Главный герой картины Андрея Батова – бывший сотрудник полиции, волей судьбы оказавшийся в составе группы инструкторов в Центральной Африке. Ему предстояло учить местных солдат тактике и методам ведения боя.
Но события разворачиваются столь стремительно, что российским инструкторам пришлось взять в руки не учебное, а боевое оружие, чтобы вместе со своими учениками отразить нападение группировки, решившей вооруженным путём взять власть в стране в свои руки.
Создателям фильма «Турист» удалось снять по-настоящему захватывающий и зрелищный фильм, при этом не скатиться в откровенный пафос и уйти от военной романтики, принеся её в жертву реальности.