Найти тему
Марина Москалева

Если бы этого только учителю не хватало!

СЛАЙД 1Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего сегодняшнего выступления « Ничто так не связывает времена и поколения и не развивает так, как это делает искусство и творчество»

СЛАЙД 2 Творчество – это всегда искусство. «Искусство не делает человека добродетельным, оно указывает только путь к ней» (Л. Сенека). Творчество – это мировоззрение, это целый мир, это жизнь человечества. Без него оно бы просто исчезло, даже если бы продолжало оставаться на Земле телесно. Творчество – это та искра небесная в человеке, которое открывает в нем всё Божественное.

СЛАЙД 3 Греки. Античные греки – вот, кто дошёл до абсолюта идеала божественного в человеке. Никто ни до, ни после них не смог это увидеть, узреть и показать миру. СЛАЙД 4 Ни персы, ни индусы, ни китайцы в своих цивилизациях не сравнимы с ними. А вот римляне, признав совершенство греков в достижениях культуры и философии, сумели дополнить, применить и связать это с государственным устройством и, руководствовались этим для успешного функционирования государственной власти. И всё. Больше никто не смог достичь в творчестве таких высот. И мы, их потомки, можем только брать с них пример, нам их научить нечему.

СЛАЙД 5 Почему весь мир с греками несравним? Греки видели благородство в человеке, оно выражалось в служении людям, защите слабых, обездоленных, чтобы простые люди могли трудиться, жить в безопасности, радуя друг друга. Все божественные качества, которыми наделяли людей (сила, смекалка, ум и т.д.), они никогда не направляли, чтобы поработить, унизить, подчинять себе других. СЛАЙД 6 Культуры других цивилизаций своими достижениями восхваляли только тех, кто порабощал, эксплуатировал других, и заставлял служить себе. Вся их цивилизация для существования нуждалась в рабах, в жертвах, к тому же довольно кровавых. И этими жертвами, как правило, становились люди беззащитные, слабые и нуждающиеся. Это дух культуры. Вот такая разница между культурами: благородство и превосходство.

СЛАЙД 7 Также эталон телесной красоты как мужчины, так и женщины. В этом никто не мог превзойти греков. Женщина там всегда жена. И это видно в её замерших позах в скульптуре. В чём сила искусства и творчества? В чём проявляется его божественная сущность? Даже когда тело изображено без одежды, мы в нём не видим наготы. В нём нет телесного соблазна. Есть только неоспоримый идеал. Какая зависть: они даже в своей мимолётности всегда жили в вечности! Это эталон, и он неоспорим. СЛАЙД 8 Если мы посмотрим на скульптуры иных народов, у них много уродства. Нет красоты, как мы видим, есть своеобразие. Отсутствие гармонии полное. Они как-то всё время подчеркивали определенную телесную красоту, выпячивали ее, зачастую необоснованно. Можно это объяснить несовершенством. Но я думаю, что это не так. Скорее всего это отражало их внутренний взор.

СЛАЙД 9 Я люблю Спарту. Даже я её обожаю. При всём их заблуждении и поклонении лживым богам они ближе всего приблизились в своих взаимоотношениях к идеалу мужа и жены. У них получился удивительный симбиоз: жена повелевала мужем, никогда ему не перечила. Муж главенствовал над женой, и даже мысли не допускал дурно с ней поступить. Мужчины воспринимали природу и естество женщины как данность. У них не было перед этим мистического страха. То, что женщине дано природой, никогда не становилось причиной попадания в неловкую ситуацию. А благородство, впитанное мужчинами с молоком матери, не позволяло им допустить тень дурного помысла. Они не стремились к тому, чтобы женщины заменили мужчин, а мужчины – женщин. Каждый выполнял свои обязанности и нес на своих плечах те трудности, которые ложились на него. В этом самое красивое (должно быть очень важное) то, что мужчина искал себе не домохозяйку, не наложницу, а жену, помощницу, мать своих детей. Женщина не заботилась: «Лишь бы мужик был!». Ей нужен был муж, отец её семьи. Она не прощала ему малодушия и трусости, но всегда его поддерживала и укрепляла в благородных стремлениях. Хотя я христианка воцерковлённая, насколько мне позволяет суета, но по сравнению с язычниками, я даже не достойна примера. А они, будучи язычниками, своей жизнью и поступками более достойны подражания, нежели мы, живущие в современной цивилизации. А ведь и православная наша вера от греков.

СЛАЙД 10 Мне непроизвольно иногда приходится видеть снимки, читать комментарии учеников школы, в которой я работаю. Неприятно. Сами девушки размещают свои фотографии, через которые просматривается, что они больше похожи на наложниц, и даже сами они это видят, и как-то с этим смирились. А вы знаете, молодых парней это очень раздражает, у них наступает какое-то разочарование во всем этом. Комментарии вульгарны и пошлы. И это как-то обыденно, принято уже за правило. Видите, я, как учитель, не могу им объяснить их заблуждения. Наложница нужна, пока она красива и молода. Поэтому, возможно, и разводов сейчас много. Должно быть, мы сейчас к этому присмотримся, соберем достаточно общепризнанных примеров, чтобы на них указать все ошибки человеческого поведения. Будем беспристрастны. Мы упустили в воспитании современных подростков. Уж, постараемся учесть ошибки, и детей, которые растут сейчас, мы уже сможем без истеричной морали направить на правильный путь.

СЛАЙД 11 Вернемся к нашей античности. Мы видим уже только восхищение современников, признание человечества, воодушевление их искусством и творчеством. Но от наших человеческих взглядов ускользает тот труд, муки духовного поиска, испытания, поиск, нужда, через которые им ещё при жизни пришлось пройти. Все же чтобы творить, человек должен иметь способности, развивать их в себе. Возьмем то, что нам досталось из далёких времен: скульптуру. А ведь мало притащить кусок мрамора, для этого надо, как минимум, быть каменотёсом. И чтобы достичь мастерства, а на это уходят годы и десятилетия, нужно неустанно трудиться. Чтобы изваять из куска мрамора тот идеал божественный, великолепный, нужно чувствовать дух, мысль, стремление общества, в котором ты живешь, несколько возвысится над ним, чтобы увидеть взором более ярко, чище то, к чему стремится весь твой народ. Мне думается иногда, чтобы изваять этот идеал уходят иногда даже столетия. Потому что в сознании учителя он еще имеет смутный неясный образ, а ученики, продолжая следовать его пути, все время очищая этот идеал от наносного, уже осуществляют задуманное.

Если ты не обладаешь знаниями, не обладаешь профессией, не владеешь никаким ремеслом, то творчество в тебе умрёт. И ты останешься таким же обыкновенным обывателем.

СЛАЙД 12 Пока Европа после церковного раскола занималась инквизицией, изгоняя всё, что может вернуть человека к язычеству, творчество у них замерло. Оно ушло в глубокое подполье, фактически как христианство во времена гонений Нерона. У них ушло 5 веков прежде чем они смогли нащупать в художественном выражении то, где бы отражалось праведность, стремление к ней в обыкновенном быту жителей. Европейское стремление реализма было одухотворено христианской духовной чистотой и нравственностью.

Это мы поговорили коротко об истоках творчества и его проявлениях, которое мы уже видим воочую на протяжении веков.

СЛАЙД 13 Уже к 20 веку с искусством художника может сравниться только фотография высокого качества. Хотя фотография – это тоже искусство. Но если мы возьмём картины Айвазовского, Шишкина, там есть дух. Фотография не может сравняться с искусством живописи, возможно, потому что художник через себя наделяет духом своё творение. Ведь многие картины писались годами. Художник передавал дух времени, отражал эпоху, в которой жил, красоту белого света, созданную Творцом.

Настоящее искусство и творчество всегда помогает человеку понять окружающий его мир, найти в себе способности взаимодействовать с ним. Оно всегда наполняет человеческую душу и разум осмыслением своего существования.

Талант нужно уметь разглядеть. При своём рождении он всегда слаб, беззащитен, ему нужна поддержка. При своём развитии он всегда нуждается в покровительстве. Ибо среда, в которой он развивается, всегда агрессивна к нему. Сейчас много детей талантливых, но мы не можем этих детей направить. Направить их внутренний взор в себя, не дать их таланту расствориться. У меня есть ученик, он талантлив в компьютерной графике, английском. Он в трудной семье. На фоне других детей он способен. Но у меня нет ресурсов его поддержать, а окружающему миру до него нет никакого дела. Без талантов общество умрёт, если их нет государство и народ умирают.

Была скульптура, поэзия, живопись. И это всё равно не могло отобразить потребностей человека. Наступает 20 век. Человечество изобретает кинематограф. В начале он тоже только развлекательный. Сюжеты документальны. Художественной ценности в них еще мало. 30-40-е года кинематограф имел пропагандистскую направленность. Самый пик рассвета кинематографа – 60-70-е гг., когда кинематограф стал просветительским. Не у каждого человека хватало воображения, чтобы увидеть и понять, о чём говорит автор своего произведения. Кинематограф дал нам удивительную возможность воочую зреть героев Достоевского, Пушкина, видеть исторические сражения, быт, культуру иных эпох.

СЛАЙД 14 И вот нынешние времена. В которых находимся мы. Везде кризис, творческий кризис во всём. Мелькают какие-то интересные сюжеты, книги, музыкальные композиции, но, наверное, мы всем сердцем ждём вечности. Конечно, очень сложно нашим детям, ученикам всё это понять. Как мы помним, как раньше надо было человеку творческому угадать мысль общества, связать ее, объединить, отразить её, чтобы все пришли к общему согласию, одобрению, либо к неприятию. Сейчас экран монитора открывает нам все мысли человека: в красивой форме, в некрасивой. Их так много, они так навязчивы, что мы уже даже впали в уныние, мы не справляемся с этим потоком информации, мы устали, мы не знаем, куда нам надо двигаться, чтобы попасть в вечность. Это реалии нашей жизни. Как нам помочь детям проявить себя, если мы сами ничего не понимаем? Может, я грустно заканчиваю своё выступление, иначе никак. Мы должны смотреть на свои ошибки, не прятаться от них. Если в нас самих нет понимания, искусства, интереса к нему, мы не видим связи времен, поколений, тысячелетий, тогда мы не сможем показать этого ребенку, а ведь дети видят мир нашими глазами. Что интересно? Что важно? Что нужно? Иначе никак. И мы родители, учителя тоже видим мир глазами детей. Вот идешь, и видишь что-то простое, привычное, и вдруг ловишь себя на мысли, что для ребёнка это необычно и нужно ему это показать. А ведь без взрослого он этого не увидит и не поймёт.

СЛАЙД 15 Уважаемые коллеги, мне, как и вам, часто приходится просматривать вебинары, выбирать рекомендации для детей. И очень, мягко сказать, смущает нынешняя манера подачи информации: такой образ экзальтированного спикера, который все время пытается всем своим видом показать, что проблем не существует. А они существуют, от них никуда не деться. Детям нужно давать четкую, ясную форму знаний, в идеале, когда любой человек их может применить в любых условиях, в которых он живет. Зацепившись за четкую, ясную формулировку, тезис, мы все, согласитесь, подобным способом обретаем знания в себе, фокусируя внимание на ясном представлении образа цели и стремимся к ней, изыскивая возможности. И уже когда внутри нас сформировалась теоретическая доступная база, мы стремительно идем к реализации цели. А подобная современная манера подачи информации больше напоминает забалтывание и пустословие и отвлекает от сути.

И тогда, может, наши ученики, видя наши ошибки, смогут найти их решение, как когда-то в эпоху античности ученики осуществляли идеал своих учителей.