Найти тему
Субъективный путеводитель

Аргун (Чечня). За чей счёт построена самая красивая мечеть России?

Перенаселённость Чеченской равнины, вытянувшейся между предгорьями Кавказа и гребнями Терского и Сунженского хребтов, легко оценить со смотровой площадки Грозный-Сити. На востоке, за запретными резиденцией Рамзана Кадырова и русской крепостью военной базой Ханкала, просматривается Аргун-Сити, высотки которого впечатляюще высятся над равниной.

На самом деле они совсем не грандиозны - в высочайшей башне 21 этаж, в остальных по 12 и 16. С таким же успехом Урюпинск-Сити или Крiжопiль-Сiтi можно было бы назвать любой микрорайон с Домом быта, построенный в маленьких городках в советскую эпоху. Сити чеченских райцентров кажутся манхэттанами и пудунами просто потому, что торчат из одноэтажной застройки. На кадре выше хорошо видно, что Аргун представляет собой кляксу частного сектора, плавно перетекающую в такие же кляксы близлежащих сёл:

-2

Одним из таких сёл был и сам Аргун до 1967 года. Основанный в 1819 году горцами, спустившимися по долине Аргун-реки к её устью на Сунже, он назывался Устар-Гардой, а в 1944-62 годах - Колхозное. История его не была отмечена какими-либо яркими событиями, и хотя в Чеченских войнах слово "Аргун" было на слуху, относилось оно не к городку, а к реке, или вернее её ущелью, где ангелА открывали врата 6-й роте и Итум-Кали воспитал достойного сына Чечни...

Город Аргун же начал по-настоящему развиваться и обретать лицо лишь по окончании войны: в 2007 году на базе старого советского завода "Пищемаш" (1962) был создан завод "Чеченавто" для отвёрточной сборки "Жигулей", в последующие годы успевший пройти линейку от классики до "Приоры". Чеченцы пытаются создать здесь собственный автопром: в 2010 завод построил опытный образец грузовика "Ворд" ("Телега"), который должен был стать лучшим другом колхозника взамен покойного "Ераза".

Но даже в автомобилестроении грозные вайнахи остались верны себе: с 2017 года в Аргуне серийно выпускают багги "Чаборз" ("Медведеволк"), взятый на вооружение Российской армией - вроде как эти машинки даже мелькали в Москве на некоторых майских парадах. Ну а оснастив Аргун самым современным в глубоко не самодостаточной Чечне предприятием, батяня-Рамзан решил, после Грозного и Гудермеса, одарить городок собственным Сити:

-3

К которому и подъехали мы с "Неизвестной Россией" в глубоких сумерках, спустившись с горного озера Кезеной-Ам. Построенный в 2011-14 годах, Аргун-Сити - достопримечательность именно что ночная:

-4

Ведь многоэтажки его - не более чем задний план для Мечети имени Аймани Кадыровой, в темноте впечатляющей переливами светодиодной подсветки:

-5

Чуть уступающая размером грозненской мечети "Сердце Чечни", мечеть "Сердце Матери" (это её альтернативное название) тоже создавалась турецкими архитекторами. Вот только в Грозном строители и заказчики предпочли историзм, а здесь - самый настоящий "мусульманский хай-тек": пожалуй, это сама футуристическая культовая постройка всей России.

-6

Прогрессивные формы и инновационные материалы, однако, причудливо переплетаются с традицинной отделкой - под параболическим куполом встречают всё те же мозаики и растительные узоры:

-7

Да грандиозная люстра-полумесяц диаметром 31 метр, не влезающая в кадр целиком

Посвящение мечети, в своё время немало споров вызвавшее среди старейшин и мусульманского духовенства, на самом деле говорит куда больше, чем кажется. Аймани Кадырова, в девичестве Байсултанова - это вдова Ахмата Кадырова и соответственно мать Рамзана.

А ещё - директор основанного "друзьями семьи" Регионального общественного фонда имени Героя России Ахмата-хаджи Кадырова: без преувеличения, важнейшей организации послевоенной Чечни. Фонд Кадыровых загадочен - а вернее, абсолютно непрозрачен: закон позволяет подобным организациям публиковать отчёты о своей деятельности в прессе, и судя по всему, здесь этой прессой служит какая-нибудь газета тиражом в один экземпляр лично на стол Рамзану.

Как фонд наполняется - никто, кроме его хозяев, толком и не знает: по слухам, всё население Чечни и даже более того, все чеченцы в России, вплоть до олигархов Руслана Байсарова и Умара Джабраилова, добровольно-принудительно отдают туда часть своих доходов. Какую часть - в разных местах пишут разное: где-то речь идёт про половину, где-то про треть, где-то про 5%, и бизнес предпочитает делиться от греха подальше, а наёмным работникам отчисления в фонд просто удерживают из зарплаты.

Фактически, Фонд Кадырова - это второй бюджет Чечни, с официальным бюджетом имеющий весьма размытую границу: одна и та же смета строительства какой-нибудь школы или больницы может у российского Минфина фигурировать как федеральные дотации, а у Кадыровского фонда - как собственный проект.

Местами фонд и правда благотворительный, особенно - в помощи сиротам и вдовам, хоть чеченских мужчин, умерших в 2020 году от ковида, хоть псковских десантников, павших на недавней войне. Иногда - ещё и с исламским уклоном: на деньги фонда многие чеченцы ездят в хадж (фактически давно уже ставший неимоверно дорогим туром), семьи мальчиков, появившихся на свет в день рождения Пророка (20 ноября) и семьи девочек, рождённых в День чеченской женщины (третье воскресение сентября) единовременно получают в подарок 100 тыс. рублей.

Не меньше, чем хлебом, Фонд одаривает чеченцев зрелищами - то каких-нибудь западных поп-звёзд вроде Хиллари Суок позовёт сыграть концерт в Грозном, то Майка Тайсона на дружеский спарринг, а Диего Марадону на дружеский матч с Рамзаном. Ну, и конечно же любая сколько-нибудь серьёзная компания Чечни связана с Фондом - например, "Мегастройинвест", через который идут все крупные стройки республики. Не знаю, входит ли в их число фотозапретная Рамзанова резиденция в Грозном, но все эти районные Сити с гигантскими мечетями - точно:

-8

От мечети вниз ведёт подземный переход:

-9

Кольцевую развязку по соседству отмечает полумесяц, ярко светящийся в темноте:

-10

А за мечетью - странный фонтан в виде огромной раковины, кажется, не несущий какой-то религиозной окраски:

-11