Найти тему

Электросамокат своими руками

В силу развития аккумуляторов с составом лития, все больше развивается электротранспорт. В больших городах на улицах стоят самокаты, которые можно взять в аренду. Все, что катится, уже есть с электродвигателем: от скейта до авто. Любой такой транспорт можно купить готовый или купить комплектующие и переделать в электротранспорт. Все зависит от цены.

Процесс сборки

Купил себе б/у гироскутер с плохим аккумулятором. Здесь сразу получаешь два мотор-колеса и контроллер для их управления.

Гироскутер Smart Balace
Гироскутер Smart Balace
Разборка гироскутера
Разборка гироскутера
Мотор-колесо
Мотор-колесо

Для того, чтобы сделать рулевую часть, купил раму от детского велосипеда.

Рама от деского велосипеда
Рама от деского велосипеда

Сделал набросок чертежа и получил следующую конструкцию:

Чертеж дэки самоката
Чертеж дэки самоката

Для подвески купил два самых дешёвых обычных амортизатора для рамы велосипеда.

Амортизатор для подвески самоката
Амортизатор для подвески самоката

Купил две профильные трубы 4х2 см и 5х2,5 см и толстый уголок.

Профильная труба
Профильная труба
Уголок
Уголок

Из этого будут сделаны основные части самоката. Рама для самоката была сделана из профильной трубы 5х2,5 см. Здесь можно было сразу нарезать на нужные куски и сварить, но для более крепкой конструкции сделал раму, вырезая треугольники болгаркой и сгибая трубу.

Сгибание трубы для последующей сварки
Сгибание трубы для последующей сварки

Сборка рамы

Здесь нужно терпение и точность.У меня получилось не совсем точно, поэтому вырезал я криво, и при сгибании у меня в некоторых местах были большие щели. После того, как всё готово, заварил.

Проба пера)
Проба пера)

Изначально думал часть рамы велосипеда использовать вместе со стаканом для рулевой, но по ходу дела использовал только сам стакан. Из-за невнимательности одну сторону рамы сделал длиннее другой, поэтому тот кусок что отрезал, никуда не годился, а по расчетом одного метра 5х2,5 см профильной трубы должно было хватить на всю раму с рулевой. Поэтому рулевую сделал из куска 4х2 см трубы. Из трубы 4х2 см я сделал вилки для колес. Здесь у меня конструкция такая:

Наброски чертежей вилки
Наброски чертежей вилки

Как видно из чертежа, вилка сделана из двух частей трубы, которые соединяются в районе колеса и свариваются.

Как сварил вилку
Как сварил вилку

Для крепления заднего колеса я решил использовать каретку от педалей велосипеда как движущую часть, на которую будет надеваться моя вилка и закрепляться на болты.

Каретка как часть маятника
Каретка как часть маятника

Но так как я решил использовать втулку от переднего колеса велосипеда в качестве движущей части, то в голову пришла идея использовать переднюю вилку от велосипеда в качестве конструкции для крепления переднего колеса.

Втулка от переднего колеса велосипеда
Втулка от переднего колеса велосипеда

Все равно, изначально, эти части были нигде не нужны, но в итоге пригодились здесь. Снизу на фото видно куда я их приварил.

Передняя вилка с колесом
Передняя вилка с колесом

Все делал, примеряя амортизатор на место.

Вилка с колесом
Вилка с колесом
Вилка без амортизатора
Вилка без амортизатора

От уголка отрезал 4 маленьких уголочка для крепления амортизатора, просверлив отверстия, приварил на конструкцию, теперь можно устанавливать амортизатор на место.

Приваренные уголки на вилке заднего колема для крепления амортизатора
Приваренные уголки на вилке заднего колема для крепления амортизатора
Приваренные уголки на вилке переднего колема для крепления амортизатора
Приваренные уголки на вилке переднего колема для крепления амортизатора

От уголка отрезал два куска для заднего амортизатора. Потом, вырезав треугольники в них, загнул их под тупым углом как букву "Г" , но не полностью, просверлил отверстия на конце и приварил к раме. Отрезал два уголочка от уголка, просверлил отверстия, приварил на крепление заднего колеса. Теперь можно установить задний амортизатор.

Получается вот такая вот конструкция.

Рама самоката сверху
Рама самоката сверху
Рама для самоката сбоку
Рама для самоката сбоку

На концах вилок вытачиваю небольшие полукруглые углубления для осей колес и по углам привариваю гайки. Колеса крепятся на штатные болты и прижимные площадки.

Далее все собрал всместе, чтобы посмотреть что примерно вышло.

Рама самоката с амортизаторами и колесами
Рама самоката с амортизаторами и колесами

Крышки для дэки сделал из 5 мм фанеры, приложил раму, обвел по контуру, вырезал ножовкой. Подравнял края крышек напильником, на верхней крышке вырезал лишние части, чтобы крышка встала на место.

Дека с крышками вид сверху
Дека с крышками вид сверху

Зачистил швы, зашкурил, покрасил спреем.

Покрасил обе крышки . На верхнюю часть крышки приклеил резину на всю область.

Верхняя крышка дэки с резиной
Верхняя крышка дэки с резиной

Крышки буду крепить на саморезы, которые сразу просверливают отверстие в металле.

Саморезы
Саморезы

Для проводов купил черную гофру.

Бобина черной гофры
Бобина черной гофры

У меня был кусок аллюминиевого порожка для полов золотого цвета шириной около 8 см, из которого я решил сделать крылья.

Порожки для полов
Порожки для полов

Провода идущие от колес пришлось удлинить. Отрезал по длине проводов гофру и продел в них провода от колес.

Провода от заднего колеса в гофре
Провода от заднего колеса в гофре
Провода от переднего колеса и бортовые колеса в гофре
Провода от переднего колеса и бортовые колеса в гофре

Один из концов гофры натянул на ось колеса.

Гофра, натянутая на ось и закрепленная термоусадкой, прижатая болтами
Гофра, натянутая на ось и закрепленная термоусадкой, прижатая болтами
Второй вариант заднего амортизатора
Второй вариант заднего амортизатора

Сборка руля

Для руля купил вынос для резьбовой вилки от велосипеда и руль б/у.

Вынос руля
Вынос руля

Купил аллюминиевую трубу с внутренним диаметром 23 мм, чтобы в нее пролез вынос диаметр которого 22,2 мм и ещё одну трубу с внешним диаметром 22 мм. Хотел сделать крепления трубы руля как это собрано на современных самокатах через хомут, но моя труба вилки не такая длинная, там места хватало только на гайку (картинка ниже поясняет о чем я пишу), поэтому я сделал как получилось.

Рулевая вилка самоката
Рулевая вилка самоката

Как видно на картинке выше, в моем случае выше красной линии или после гайки, трубы нет.

Я купил шпильку 1 метр размера М8, на ее конец приварил гайку и отрезал нужной длины. Трубу 22 мм отрезал по длине и на одном конце срезал под конус, для гайки. Трубу с конусной гайкой вставил в стакан, глубоко. На эту трубу надеваю вторую трубу, у которой 23 мм внутренний диаметр. Труба внутри короче, сверху я вставил вынос. Вставил сделанную шпильку через верх выноса и затянул конусную гайку. На вынос закрепил руль ( этот процесс я не заснял).

Электроника и шелуха

Для управления самокатом использовал две ручки газа: одна для управления скоростью, вторая для тормоза.

Электронная ручка газа
Электронная ручка газа

Они будут подключаться в разъем левой боковой платы. Поэтому их провода питания нужно объединить, + к +, земля к земле, провода данных отдельно. Питание на ручки газа нужно подать 3.3 вольт, а туда куда они буду подключаться выходит 14 вольт, поэтому обрезаю штатные 14 вольт, беру кусок провода, нахожу на плате линию 3.3 вольт припаиваю туда провод и выводу на наш разъем. Теперь ручки газа будут запитаны напряжением 3.3 вольт. Из маленькой распределительной коробки сделал панель с 4 кнопками: включение самоката, сигнал, включение фары и свободная кнопка.

Панель с кнопками
Панель с кнопками

Из круглых распределительных коробок сделал панель с lcd экраном и вольтметром. Также на руль разместил сигнал и держатель для телефона.

Бортовая система
Бортовая система

Все провода идущие от руля в дэку, поместил в гофру, а гофру на трубе руля закрепил на термоусадку.

Гофра на руле под термоусадкой
Гофра на руле под термоусадкой

Плату закрепил на двух уголках, на саму плату прикрутил две стойки, чтобы плата не висела в воздухе.

Крепление центральной платы в самокате
Крепление центральной платы в самокате
Стойка и уголок на плате
Стойка и уголок на плате

На гироскутере были штатные светодиоды с синим цветом.

Фонари от гироскутера
Фонари от гироскутера

На двух из них перепаял светодиоды на красные, пересчитал ограничительные резисторы, поменял сопротивления и сделал из них стоп-огни.

Светодиоды которые нужно сменить
Светодиоды которые нужно сменить

Разместил их сзади рамы, подключил питание и посмотрел как они светят.

Как горят стоп огни
Как горят стоп огни

При помощи одной из боковых плат сделал плату управления для стоп-огней и вывода информации на экран. Данная плата будет получать данные от главной платы через UART интерфейс : напряжение аккумулятора, обороты с колес, температуру платы, потребляемый ток колесами и некоторые команды. 4 светодиода стоп огней будут гореть всегда после включения, а остальные будут загораться при торможении самоката. На дисплей вывел информацию: напряжение аккумулятора, температура и скорость.

Информация на дисплее
Информация на дисплее

По кнопке сделал переключение отображения информации дисплея на потребляемый ток с каждого колеса и их сумму.

Аккумулятор

Штатный аккумулятор для этого дела не годится, при нагрузке, его напряжение значительно проседает и плата защиты отключает его от нагрузки. Поэтому я купил 10 банок размера 21700 по 4000 mAh, но лучше было купить 20 штук для большей тоокотдачи и емкости.

Аккумуляторы 21700 по 4000 mAh
Аккумуляторы 21700 по 4000 mAh

Собираю банки последовательно, присоединяю плату защиты и получаю аккумулятор на 36 вольт в номинале, ёмкостью 4000 mAh. Конечно мало, но пока пойдет.

Соединение банок аккумулятора
Соединение банок аккумулятора
Аккумулятор с платой защиты
Аккумулятор с платой защиты
Аккумулятор в сборе
Аккумулятор в сборе

Схема подключения

Помещаю аккумулятор в дэку самоката, подключаю в разъем питания.

Подключаю все провода к центральной плате. Схема подключения ниже

Схема подключения
Схема подключения

Провод, где указывает красная стрелка, отрезаю и изолирую, снизу платы припаиваю провод на 3,3 вольт и подаю его на ручки управления. Обведенные резисторы на боковой плате перепаял на 150 Ом, так как перепаял на красные светодиоды, которые нуждаются в более маленьком токе в отчиличии от синих, которые там стояли. Для подключения дисплея через боковую плату сделал ее модификацию, перерезав дорожки в одном месте, соединения переместил через провода на разъем (разъема там изначально не было, были отверстия).

Модификация боковой платы сверху для подключения дисплея
Модификация боковой платы сверху для подключения дисплея

Снизу перерезал две дорожки (стрелки показывают какие перерезаны и в каком месте), соединение одной из них переместил с помощью красного провода.

Модификация боковой платы снизу для подключения дисплея
Модификация боковой платы снизу для подключения дисплея

Прошивка платы

Программа заливается с помощью st-link.

ST-LINK
ST-LINK

На плате стоит защита от записи / чтения, поэтому придется стереть заводскую прошивку, чтобы можно было производить запись. Для этого подключаю ST-Link к плате гироскутера к портам GND, SWDIO, SWCLK и +3,3 вольт и подключаю ST-Link ПК, плата производит звук включения, так как на микроконтроллер подается питание с платы ST-Link, в программе ST-Link Utility выбераю Connect to the target (черная розетка с молнией), получаю сообщение о том, что нельзя прочитать память микроконтроллера.

Сообщени о том, что микроконтроллер заблокировать на чтение
Сообщени о том, что микроконтроллер заблокировать на чтение

Далее жму Target - Option Bytes...

Переход в настройки
Переход в настройки

В открывшемся окне в поле Read Out Protection выбераю Disable и жму Apply внизу окна, тем самым отключая защиту от записи.

Выключение защиты от записи
Выключение защиты от записи

Данная процедура просто стирает всю Flash память микроконтроллера, таким образом получается микроконтроллер без программы.

После этого в главном окне снова жму Connect to the target, подключаюсь к микроконтроллеру на плате и вижу, что память микроконтроллера стерта.

Подключение к микроконтроллеру
Подключение к микроконтроллеру

Ничего не отключая жму Target - Program & Verify...

Выбор программирования микроконтроллера
Выбор программирования микроконтроллера

Выбераю файл прошивки.

Выбор файла прошивки
Выбор файла прошивки

Открывается окно с загрузкой программы в память микроконтроллера, жму Start.

Окно загрузки программы в микроконтроллер
Окно загрузки программы в микроконтроллер

Начинается загрузка программы в память микроконтроллера, зеленая полоса говорит о статусе загрузки.

Процесс загрузки программы во Flash
Процесс загрузки программы во Flash
Процесс прошивки платы
Процесс прошивки платы

После загрузки данное окно выключается.

Боковая плата прошивается аналогично, только своей программой.

После загрузки программ, все подключаю по схеме выше, нажимаю кнопку включения, слышу другой звук при включении.Это говорит о том, что плата прошита.

Внешний вид самоката
Внешний вид самоката
Самокат на улице
Самокат на улице
Вечером на улице
Вечером на улице

Небольшое видео как едет самокат:

С моим аккумулятором самокат едет до 30 км/ч, дальность хода от 7 км, но если поставить хороший емкий аккумулятор, который может отдавать 20 - 40А тока долговременно и поднять напряжение с 36 вольт (42 вольт при полной зарядке) до 48 вольт (54,6 вольт при полной зарядке), то скорость будет свыше 40 км/ч.

А это видео с показаниями спидометра во время езды при немного севшем аккумуляторе:

Спасибо, что дочитали до конца! Если у вас возникли какие либо вопросы, то задавайте их, я с радостью на них отвечу.

Ссылки на товары

Аккумуляторы 21700 4000 mAh: http://alii.pub/5sz1dh

Зарядка для аккумуляторов: http://alii.pub/5sz1n7

Ручка газа: http://alii.pub/5sz1m8

Ручка газа с вольтметром и замком: http://alii.pub/5sz1c4

Амортизаторы: http://alii.pub/5t1wg9

LCD дисплей: http://alii.pub/5t1zem

St-Link программатор: http://alii.pub/5t1zhx или http://alii.pub/5t1ziw

Мощный фонарь на руль: http://alii.pub/5sz1tt

Грипсы: http://alii.pub/5sz1eg

Готовая панель с кнопками: http://alii.pub/5sz22d

Сигнал на руль: http://alii.pub/5sz1fm

Замок зажигания с ключем: http://alii.pub/5sz1i5