Настоящий ажиотаж вызывали приезды владыки Антония в Москву. В СССР верующие узнавали о нем только из "запрещенных" источников – из эфира радио ВВС и самиздатовских брошюр с его проповедями. В стране победившего атеизма власти делали все, чтобы визиты митрополита Антония не превращались в альтернативные демонстрации.
Для тех, кто ждал его здесь, владыка Антоний был человеком из иных миров – потомок русской дореволюционной аристократии, носитель безупречного старорежимного русского языка и житель капстраны, "гражданин мира", Но главное – казалось: он был свидетелем евангельских событий. В каждый приезд митрополита Антония, втайне от властей, верующие устраивали встречи с ним на частных квартирах. Послушать его беседы собиралось гораздо больше людей, чем могло поместиться в московской малометражке – до 70 человек. Приходилось выносить всю мебель из комнат, где проходили такие встречи. Слушатели набивались битком – кто стоял в коридоре, кто на кухне, кто стоял, кто сидел прямо на полу.
В стране, где Библия была запрещенной литературой, а за христианские убеждения сажали в тюрьму, его проповедь евангельской любви и свободы для многих была глотком свежего воздуха.
Митрополит Антоний (Сурожский):
И у меня был случай когда в России на ступеньках гостиницы «Украина» ко мне подошёл молодой офицер, который мне сказал: Я вижу по вашей свитке, что вы верующий, а вот я безбожник. Я говорю: Тем хуже для вас. Он говорит: А что у меня общего с Богом, что я мог бы в него верить? Я ему ответил неожиданно для себя. Вещь, в которой я убеждён. Я ему сказал: Вы во что-нибудь верите? Они говорит: Да, я верю в человека. – Значит у вас с Богом одна общая вера. Потому что Бог так верит в человека, что он человека создал, сам стал человеком, прожил человеческую жизнь, умер за людей. За каждого человека. И что если вы так любите человека, то у вас всё общее с Богом.
Из документального фильма "Митрополит Антоний (Сурожский). Проповедники" (Телеканал "Россия-Культура"):