Найти тему
Старая Зануда

Крильон - маяк Камня Опасности: окончание истории

Строители новой башни Крильон усовершенствовали и туманные сигналы. Раньше, когда огня не было видно, стреляли из двухфунтовой пушки. Теперь же возвели отдельное здание, в котором поместили пневматическое устройство, дающее в непогоду сирену. Двигатель работал на керосине: для конца Х1Х века, это революционное решение проблемы.

-2

Но вдруг сирена не сможет работать: техническим новинкам того времени не очень-то доверяли? Как подать сигнал морякам в этом случае? Для страховки рядом со зданием установили туманный колокол. Прибор отливали в 1895 году в Гатчине на заводе Лаврова. В 1982 году исправно служившее без малого век сигнальное устройство демонтировали и передали в музей города Корсакова, расположенный на территории 57 Района гидрографической службы. Раритет хранится там до сих пор.

Так когда-то выглядел Крильон. Фото из подборки "Старый Сахалин"
Так когда-то выглядел Крильон. Фото из подборки "Старый Сахалин"

Башня была готова ко вводу в эксплуатацию осенью 1896 года, но первый сигнал подала только во время открытия навигации, 1 февраля 1897 года. И в этот самый час погас огонь на старом маяке Крильон! Прежняя башня передала вахту новой.

Туманные сигналы до конца августа 1897 года подавались колоколом, отлитым в Х1Х веке на заводе Лаврова. Наверное, не зря строители не доверяли непроверенным новшествам. Пневматическая сирена заработала только спустя полгода после ввода нового Крильона в эксплуатацию.

Поражение Российской Империи в 1905 году перевернуло судьбу маяка: по Портсмутскому договору часть острова Сахалин (вместе с Крильоном) отошла Японии. Башня получила новое имя: Ниси-Ноторо-Мисаки, но продолжала служить мореплавателям. Маяк в районе Камня Опасности необходим любой стране!

Крильон стал принадлежать СССР только в сентябре 1945 года, когда фашистская Япония потерпела поражение во Второй мировой войне. Срочно была проведена реконструкция башни и сигнальных устройств: за предшествующие 40 лет никакой крупный ремонт не производился. В 1952 году Крильон электрифицирован, а еще через несколько лет произошла замена сирены и появились современные оптические приборы.

Современный Крильон продолжает подавать сигналы белым светом и красным лучом (в направлении Камня Опасности). Фонарь максимально видно на 19 морских миль (почти 35 километров). Еще Крильон имеет наутофон, туманный колокол и радиомаяк.

Чаще всего, в случае рассеивания света, звуковой сигнал подает наутофон, излучающий звуки высокого тона. Но на случай, когда электромагнитный излучатель (это и есть наутофон) выйдет из строя, предусмотрена подача туманного сигнала традиционно - колоколом. В сложных случаях для определения координат проходящих судов или правильного направления движения подключается радиомаяк.

Обслуживает Крильон Гидрографическая служба Тихоокеанского флота. Оборудование проходит плановую поверку и отлично служит мореходам. Теперь судам, идущим по проливу Лаперуза, не страшны ни туман, ни коварная суводь, ни сочетание этих явлений природы! И обеспечивает безопасность маяк, которому в 2022 году исполнится 125 лет!

Мой Инстаграм

#маяк #смотритель #смотритель маяка #маяк смотритель #вакансия маяк #музей маяков #музей маячной службы