Найти тему
ВТБ Страна

Объясняем за 10 минут феномен импрессионизма

Импрессионисты — из тех художников, которые всегда в моде и на виду. Репродукции их работ печатают на музейных открытках и сумках-шоперах — их имена у многих на слуху. Насмотренный зритель легко отличит Ренуара от Дега и даже Моне от Мане. В чем фишка? Почему они такие разные, но все зовутся импрессионистами?

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне, 1872 год
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне, 1872 год

Клод Моне

Импрессионизм — скорее метод восприятия, чем конкретная манера, но на примере Клода Моне заметно, как тесно они связаны. Именно из-за его картины («Впечатление. Восходящее солнце», 1872) импрессионизм получил свое название (от impression — впечатление). Моне возвел в абсолют импрессионистскую идею восприятия и передачи в живописи меняющейся среды, он обожал работать со светом и тенью, писал одну и ту же натуру в разное время суток.

«Жюль Дидье. Человек-бабочка», Клод Моне, 1858 год
«Жюль Дидье. Человек-бабочка», Клод Моне, 1858 год

Сын бакалейщика, Моне с детства (сбегая со школьных уроков) проводил много времени на природе. Обложки своих тетрадок он предпочитал разрисовывать карикатурами на учителей, и скоро город Гавр, где жила его семья, знал Оскара Клода как талантливого карикатуриста. Позже юный Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который пригласил его на пленэр и объяснил, как стоит воспринимать природу. Методом проб и ошибок, пройдя службу в армии в Алжире, Моне познакомился с будущими соратниками по импрессионизму — Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и другими художниками, разделявшими его взгляды.

«Стога сена», Клод Моне, 1891 год
«Стога сена», Клод Моне, 1891 год

В 1870 году началась Франко-прусская война и Моне уехал в Лондон, где увидел английские пейзажи — в том числе работы Уильяма Тернера, которого считают предвестником импрессионизма. Его поздние вещи можно охарактеризовать как «впечатление» — к похожей стилистике придет и Моне.

Следуя за натурой, он работал сериями, среди самых известных — «Стога» (1889-1891), «Руанский собор» (1895), «Лондон» (1904), «Кувшинки» (две серии, 1900 года и 1903-1908). Руанский собор в его исполнении был алым и драматически-фиолетовым, бледным и воздушным. Но самые известные, наверное, «Кувшинки».

«Водяные лилии», Клод Моне, 1915 год
«Водяные лилии», Клод Моне, 1915 год

Моне создал у своего дома в Живерни сад с прудом, посадил кувшинки и лилии — с этим местом связано все его позднее творчество. В 1910-х годах у художника нашли катаракту, он перенес две операции на глазах, из-за которых стал по-другому видеть окружающее, но был верен световоздушной среде, вибрации момента — количество и качество воздуха в его живописи не уменьшилось. Умер Моне в 1926 году в Живерни.

Автопортрет, Огюст Ренуар, 1876 год
Автопортрет, Огюст Ренуар, 1876 год

Огюст Ренуар

Живописцев-импрессионистов объединяет преданность пленэру и светлым тонам, «цветные тени» — один из маркеров импрессионизма. Игру с тенью и солнечными зайчиками любил Ренуар — его можно считать поэтом городской жизни от импрессионизма. В отличие от Моне, он писал портреты и многофигурные композиции, а к концу XIX века отошел от принципов, которым Моне следовал до конца. Ренуар всегда был более светским, а в его живописи свет импрессионизма причудливо переплетался с наработками старых мастеров и художников-романтиков.

«Качели», Огюст Ренуар, 1876 год
«Качели», Огюст Ренуар, 1876 год

Пьер-Огюст был сыном небогатого портного, уже подростком он помогал родителям, расписывая посуду. Во время Франко-прусской войны Ренуар не бежал, как Клод Моне, в Англию, а служил во французской армии. Главные для импрессионизма работы художник создал в 70-е годы XIX века: «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Качели» (1876), «Большие бульвары» (1875).

«Бал в Мулен де ла Галетт», Огюст Ренуар, 1876 год
«Бал в Мулен де ла Галетт», Огюст Ренуар, 1876 год

«Бал в Мулен де ла Галетт» — показательная работа этого периода, она полна световых пятен и легких движений, тонких взаимодействий персонажей. Визуально это похоже на фотографию; колышущееся море людей, ритм задают солнце и модные соломенные шляпы.

«Портрет актрисы Жанны Самари», Огюст Ренуар, 1877 год
«Портрет актрисы Жанны Самари», Огюст Ренуар, 1877 год

Уже в конце 70-х Ренуар снискал успех как портретист, написав «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). В 80-е и 90-е годы Ренуара, казалось бы, парадоксально занесло почти в салонную стилистику, он стал работать академичнее. Импрессионизма в его картинах было уже меньше, все больше внутренней переоценки себя и поисков нового в искусстве прошлого. Впрочем, в одной из относительно поздних работ, «Зонтики» (1881-1886), все же безошибочно угадывается Ренуар-импрессионист, хотя бы из-за композиции: она ритмична, динамична и похожа на фотографию.

К концу жизни Ренуар был парализован, но продолжал писать — кисть в его руку вкладывала сиделка. Успеха и признания он достиг при жизни, умер в 1919 году, успев посмотреть на свою работу, выставленную в Лувре.

Огюст Роден, фотография Петра Шумова
Огюст Роден, фотография Петра Шумова

Огюст Роден

Огюста Родена называют скульптором-импрессионистом, хотя современный зритель скорее назовет его реалистом. В его работах можно найти и романтизм — они динамичны и текучи, хотя выполнены в традиционных техниках, из традиционных материалов.

Роден по образованию был декоратором. И много лет работал по специальности, оформлял фойе и фасады театров, — его произведения подписывали чужими именами, поэтому самые ранние вещи Родена непросто найти.

«Бронзовый век», Огюст Роден, 1877 год
«Бронзовый век», Огюст Роден, 1877 год

Свои ключевые вещи он создал в зрелом возрасте, после поездки в Италию в 1876 году. В 1877-м скульптор представил публике «Бронзовый век» — и его обвинили в том, что он выдает за скульптуру слепок с натурщика. Конечно, это не был слепок — просто Роден вдохновился Микеланджело и ценил в скульптуре то, что мы сегодня зовем телесностью. Внимание к натуре и искреннее любование ею — вполне ренессансные черты, которые Роден пронес через все творчество.

Например, одной из первых важных его работ был «Человек со сломанным носом» — портрет мужчины, жившего недалеко от мастерской скульптора (которая была в помещении бывшей конюшни). Портрет шел вразрез с тогдашними академическими и салонными канонами, но уже в этой работе заметна дистанция, которая делает из частного общее.

«Человек со сломанным носом», Огюст Роден, 1863–1864 годы
«Человек со сломанным носом», Огюст Роден, 1863–1864 годы

«Человеку» с его выразительным лицом можно придумать какую угодно историю — это сильный образ, способный обогатить любой контекст. Этим Роден отличается от живописцев-импрессионистов, у которых композиции похожи на фотографии и которые подчеркивали нечто новое и мимолетное, будь то кабаре или искусственный свет, который любил Эдгар Дега.

«Врата ада» (фрагмент), Огюст Роден, 1880–1917 годы
«Врата ада» (фрагмент), Огюст Роден, 1880–1917 годы

Работой жизни Родена можно назвать «Врата ада», это бесконечный труд, который автор так и не завершил, но в процессе которого родилось много композиций, которые мы сегодня знаем как отдельные вещи. В 1880 году государство заказало Родену портал для Музея декоративного искусства, который должен был появиться в Париже. Музей в итоге не сбылся, а «Врата» стали похожи на сплошной бассейн с мечущимися фигурами (их там почти двести), среди которых много знакомых композиций: «Поцелуй», «Мимолетная любовь». Знаменитый «Мыслитель» тоже задуман в этом контексте — как портрет Данте.

«Мыслитель», Огюст Роден, 1880–1882 годы
«Мыслитель», Огюст Роден, 1880–1882 годы

Особый шлейф истории Родена придает его связь со скульптором Камиллой Клодель, которая была на двадцать четыре года младше. Когда они познакомились, она училась у Альфреда Буше. Для Родена роман с Клодель стал источником вдохновения, он создал много первоклассных скульптур, она же утратила психическое здоровье. У Родена все это время была другая семья — гражданская жена Роза Бере, которую устраивало такое положение вещей. Камилла Клодель умерла в 1943 году в психиатрической лечебнице. Про их историю любви снимают фильмы и пишут книги. Впрочем, кроме Камиллы и Розы в жизни Родена было множество других женщин.

«Бюст Сюзанны», Огюст Роден, 1880-е годы
«Бюст Сюзанны», Огюст Роден, 1880-е годы

В последние годы Роден много работал как график, его лучшие рисунки относятся к позднему периоду. Огюст Роден умер в 1917 году, достигнув славы и благосостояния.

Увидеть вживую картины Моне, Ренуара и других великих европейских художников вы можете в основной экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина. С работами Родена вы можете ознакомиться в Государственном Эрмитаже, скульптурам великого француза в музее отведен целый зал. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.

Текст: Анастасия Семенович