Импрессионисты — из тех художников, которые всегда в моде и на виду. Репродукции их работ печатают на музейных открытках и сумках-шоперах — их имена у многих на слуху. Насмотренный зритель легко отличит Ренуара от Дега и даже Моне от Мане. В чем фишка? Почему они такие разные, но все зовутся импрессионистами?
Клод Моне
Импрессионизм — скорее метод восприятия, чем конкретная манера, но на примере Клода Моне заметно, как тесно они связаны. Именно из-за его картины («Впечатление. Восходящее солнце», 1872) импрессионизм получил свое название (от impression — впечатление). Моне возвел в абсолют импрессионистскую идею восприятия и передачи в живописи меняющейся среды, он обожал работать со светом и тенью, писал одну и ту же натуру в разное время суток.
Сын бакалейщика, Моне с детства (сбегая со школьных уроков) проводил много времени на природе. Обложки своих тетрадок он предпочитал разрисовывать карикатурами на учителей, и скоро город Гавр, где жила его семья, знал Оскара Клода как талантливого карикатуриста. Позже юный Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который пригласил его на пленэр и объяснил, как стоит воспринимать природу. Методом проб и ошибок, пройдя службу в армии в Алжире, Моне познакомился с будущими соратниками по импрессионизму — Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем и другими художниками, разделявшими его взгляды.
В 1870 году началась Франко-прусская война и Моне уехал в Лондон, где увидел английские пейзажи — в том числе работы Уильяма Тернера, которого считают предвестником импрессионизма. Его поздние вещи можно охарактеризовать как «впечатление» — к похожей стилистике придет и Моне.
Следуя за натурой, он работал сериями, среди самых известных — «Стога» (1889-1891), «Руанский собор» (1895), «Лондон» (1904), «Кувшинки» (две серии, 1900 года и 1903-1908). Руанский собор в его исполнении был алым и драматически-фиолетовым, бледным и воздушным. Но самые известные, наверное, «Кувшинки».
Моне создал у своего дома в Живерни сад с прудом, посадил кувшинки и лилии — с этим местом связано все его позднее творчество. В 1910-х годах у художника нашли катаракту, он перенес две операции на глазах, из-за которых стал по-другому видеть окружающее, но был верен световоздушной среде, вибрации момента — количество и качество воздуха в его живописи не уменьшилось. Умер Моне в 1926 году в Живерни.
Огюст Ренуар
Живописцев-импрессионистов объединяет преданность пленэру и светлым тонам, «цветные тени» — один из маркеров импрессионизма. Игру с тенью и солнечными зайчиками любил Ренуар — его можно считать поэтом городской жизни от импрессионизма. В отличие от Моне, он писал портреты и многофигурные композиции, а к концу XIX века отошел от принципов, которым Моне следовал до конца. Ренуар всегда был более светским, а в его живописи свет импрессионизма причудливо переплетался с наработками старых мастеров и художников-романтиков.
Пьер-Огюст был сыном небогатого портного, уже подростком он помогал родителям, расписывая посуду. Во время Франко-прусской войны Ренуар не бежал, как Клод Моне, в Англию, а служил во французской армии. Главные для импрессионизма работы художник создал в 70-е годы XIX века: «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Качели» (1876), «Большие бульвары» (1875).
«Бал в Мулен де ла Галетт» — показательная работа этого периода, она полна световых пятен и легких движений, тонких взаимодействий персонажей. Визуально это похоже на фотографию; колышущееся море людей, ритм задают солнце и модные соломенные шляпы.
Уже в конце 70-х Ренуар снискал успех как портретист, написав «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). В 80-е и 90-е годы Ренуара, казалось бы, парадоксально занесло почти в салонную стилистику, он стал работать академичнее. Импрессионизма в его картинах было уже меньше, все больше внутренней переоценки себя и поисков нового в искусстве прошлого. Впрочем, в одной из относительно поздних работ, «Зонтики» (1881-1886), все же безошибочно угадывается Ренуар-импрессионист, хотя бы из-за композиции: она ритмична, динамична и похожа на фотографию.
К концу жизни Ренуар был парализован, но продолжал писать — кисть в его руку вкладывала сиделка. Успеха и признания он достиг при жизни, умер в 1919 году, успев посмотреть на свою работу, выставленную в Лувре.
Огюст Роден
Огюста Родена называют скульптором-импрессионистом, хотя современный зритель скорее назовет его реалистом. В его работах можно найти и романтизм — они динамичны и текучи, хотя выполнены в традиционных техниках, из традиционных материалов.
Роден по образованию был декоратором. И много лет работал по специальности, оформлял фойе и фасады театров, — его произведения подписывали чужими именами, поэтому самые ранние вещи Родена непросто найти.
Свои ключевые вещи он создал в зрелом возрасте, после поездки в Италию в 1876 году. В 1877-м скульптор представил публике «Бронзовый век» — и его обвинили в том, что он выдает за скульптуру слепок с натурщика. Конечно, это не был слепок — просто Роден вдохновился Микеланджело и ценил в скульптуре то, что мы сегодня зовем телесностью. Внимание к натуре и искреннее любование ею — вполне ренессансные черты, которые Роден пронес через все творчество.
Например, одной из первых важных его работ был «Человек со сломанным носом» — портрет мужчины, жившего недалеко от мастерской скульптора (которая была в помещении бывшей конюшни). Портрет шел вразрез с тогдашними академическими и салонными канонами, но уже в этой работе заметна дистанция, которая делает из частного общее.
«Человеку» с его выразительным лицом можно придумать какую угодно историю — это сильный образ, способный обогатить любой контекст. Этим Роден отличается от живописцев-импрессионистов, у которых композиции похожи на фотографии и которые подчеркивали нечто новое и мимолетное, будь то кабаре или искусственный свет, который любил Эдгар Дега.
Работой жизни Родена можно назвать «Врата ада», это бесконечный труд, который автор так и не завершил, но в процессе которого родилось много композиций, которые мы сегодня знаем как отдельные вещи. В 1880 году государство заказало Родену портал для Музея декоративного искусства, который должен был появиться в Париже. Музей в итоге не сбылся, а «Врата» стали похожи на сплошной бассейн с мечущимися фигурами (их там почти двести), среди которых много знакомых композиций: «Поцелуй», «Мимолетная любовь». Знаменитый «Мыслитель» тоже задуман в этом контексте — как портрет Данте.
Особый шлейф истории Родена придает его связь со скульптором Камиллой Клодель, которая была на двадцать четыре года младше. Когда они познакомились, она училась у Альфреда Буше. Для Родена роман с Клодель стал источником вдохновения, он создал много первоклассных скульптур, она же утратила психическое здоровье. У Родена все это время была другая семья — гражданская жена Роза Бере, которую устраивало такое положение вещей. Камилла Клодель умерла в 1943 году в психиатрической лечебнице. Про их историю любви снимают фильмы и пишут книги. Впрочем, кроме Камиллы и Розы в жизни Родена было множество других женщин.
В последние годы Роден много работал как график, его лучшие рисунки относятся к позднему периоду. Огюст Роден умер в 1917 году, достигнув славы и благосостояния.
Увидеть вживую картины Моне, Ренуара и других великих европейских художников вы можете в основной экспозиции ГМИИ имени А.С. Пушкина. С работами Родена вы можете ознакомиться в Государственном Эрмитаже, скульптурам великого француза в музее отведен целый зал. С обоими музеями банк ВТБ связывают давние дружеские и партнерские отношения.
Текст: Анастасия Семенович