Начало материала - тут.
Официальной датой появления MTV в России стало 25 сентября 1998 года, когда, согласно соглашению между Борисом Зосимовым и MTV Europe, принадлежавший Зосимову телеканал BIZ-TV был переименован в MTV Россия и запустил в эфир первую телепродукцию под новым логотипом.
Как телеканал из русского народного телеканала докатился до слепого копирования западного оригинала - в сегодняшнем материале.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Есть ли жизнь до Viacom?
Если спросить любого, кто застал MTV Россия в первые годы его существования, какие передачи вообще были на телеканале и какие люди их вели, то каждый второй расскажет про "12 злобных зрителей" с Яной Чуриковой, "News Блок" с Александром Анатольевичем, "Shit-парад" с Асей Калясиной и "Бодрое утро" с Шелест, Комоловым и Ургантом. К чему я это говорю? Да к тому, что все эти передачи (кроме "12 зрителей", которые всё-таки были закуплены на Западе) были своим оригинальным, придуманным ещё на BIZ-TV детищем. Тот, договариваясь с европейцами о трансляциях, смог ввернуть в договоренности условие о том, что в редакционную политику канала те не лезут, по крайней мере на первых порах, поскольку не знают отечественный теле- и видеорынок. Ну европейцы и не лезли, вполне доверяя этому русскому.
И что самое интересное - эти чёртовы русские явно знали, что делали! Одно только "Бодрое утро", снятое за полтора рубля, делало каналу такие рейтинги, что даже центральные телеканалы нервно подергивали из-за них глазом, не говоря уже об остальных передачах. И при этом, что самое интересное, на других каналах ничего подобного не было, даже на околомузыкальном ТВ-6, а уж ОРТ и РТР точно не могли предложить альтернатив безумным MTVшникам.
При этом, русское MTV было бОльшим музыкальным телевидением, чем его европейский и американский Большой Брат. На Западе уже давно шла трансформация MTV в молодёжное развлекательно-музыкальное телевидение, на котором было всё меньше и меньше музыки. При этом музыка была в основном иностранная - местный худсовет на дух не переносил отечественную попсу, зато чрезвычайно котировал музыку оттуда. Не спешите сразу же обвинять российское MTV в низкопоклонстве перед всем западным - просто включите "Bridge in time" на "Bridge TV" и на "Bridge TV Русский хит" и разницу будет видно сразу.
Российская же эстрада уже тогда пребывала в летаргическом сне - чтобы тебя показали на Муз-ТВ не надо было напрягаться, придумывать что-то новое и мощное - достаточно было забашлять 40 баксов и твой клип в эфире. На MTV же были созданы вполне себе конкурентные условия - и западные клипы завоевывали своё место в эфире честным путем. Про отечественного исполнителя не забывали, конечно - первым клипом из России был культовый ныне "Владивосток 2000" от Мумий Тролля, но было его на канале мало.
Ну и в целом, MTV Россия вполне себе отвоёвывал зрителя - даже несмотря на то, что вещал поначалу аж на двух частотах - на 33 ТВК по ночам и утром и на 38 ТВК днем и вечером (частоты московские). К 2002 году канал вещал всего на 32 российских города, но, при этом, был куда популярнее отечественного Муз-ТВ там, где его можно было поймать.
Приход американцев и первая трансформация канала
Впрочем, самобытность MTV Россия длилась недолго - глядя на растущие рейтинги канала, заокеанские партнеры решили, что отсутствие посредника - замечательная идея. Посредником в этой сфере им казался Борис Зосимов, который всеми руками и ногами противился трансформации канала по американским лекалам, отчего как при помощи подковерных интриг, так и не без влияния денежного фактора его попросту вынудили продать свою часть телеканала великому и ужасному Viacom'у, который и был основным владельцем этой лавочки.
При этом, конечно, какие-то вещи с западного MTV на российском канале были - народу вполне себе заходили "Бивис и Баттхед" с эпичнейшим голосом Сергея Чонишвили на озвучке, но основным принципом MTV Россия было то, что это, в первую очередь, Music Television, а уже потом все остальное. Но присланный куратор из-за океана, Линда Дженсен, сперва ушла Зосимова, а потом начала менять формат канала.
На первых порах смена формата даже казалась удачным шагом - в основном за счет того, что на канале появились шоу и передачи, которых нигде, кроме как на MTV и не было - вроде переводных шоу "Тачку на прокачку" (ТНТ осилил аналог лет через пяток и с Анитой Цой, божий стыд), "Давай на спор", "Чудаки", "Семейка Осборн", а также мультипликации, в которой особо нужно отметить "Южный парк" с доставляющей озвучкой Евгения Рыбова и Марии Трындяйкиной, "Стрипереллу" и "Happy Tree Friends". Оборотной же стороной медали стало то, что весь первоначальный состав виджеев разбежался в разные стороны - настолько они были привязаны к своему шефу. Кто-то - аж даже к прямому конкуренту в лице Муз-ТВ (Ася Калясина и Миша Рольник, например).
Тут, как говорится, и произошло начало конца телеканала - свежих идей становилось все меньше, в эфире становилось всё больше дурных программ непонятно про что. Проблемой было то, что у канала пропал эффект новизны - примерно то же самое начал делать Муз-ТВ, который в нулевые стал куда интереснее, хорошие идеи с MTV растаскивали другие каналы, да и в целом развлекательное телевидение в нашей стране стало куда круче, чем в 1998 году, когда из конкурентов у MTV был лишь ТВ-6 и молодые СТС и ТНТ.
Последней соломинкой, которая к 2008 году держала рейтинги MTV на хорошем уровне, был мощный пул молодёжных сериалов, вроде "Клава, давай", "Клиники" и "Блудливой Калифорнии", которых на других каналах практически не было, но и тут на канале умудрились всё испортив, начав снимать и показывать блевотный "Клуб" с этим самым модным R&B и нашими звездульками.
В общем, времена наставали темные...