Люди любят жаловаться, что сейчас жить тяжело. Цены растут, коммуналка дорожает и т.д. А вот раньше было... Решила вспомнить, как мы жили в небольшом моногороде с тяжелой экономической ситуацией. Какие продукты были в магазинах (сейчас таких не найдешь) и что из них мы могли купить (бывало, что и ничего не могли купить).
Родилась я в Архангельской области, в городе Северодвинске. Первый год мы жили в посёлке Цигломень в 30 км от города. Не знаю всех подробностей, но по-моему, у родителей была регистрация в общежитиях в Северодвинске. Сами они до брака жили с родителями в поселке, а для того, чтобы лечиться в Северодвинске нужна была прописка. Значит регистрация была.
Мать до декрета работала в Сберкассе (Сбербанк, по современному) в контрольно-ревизионном отделе. Часто ездила в командировки по области - проверять отделения в деревнях и селах. Отец работал, я так понимаю, в Северодвинске, на заводе рабочим.
Северодвинск - это моногород, то есть город-завод, центр атомного судостроения. Основан в 1936 году как рабочий судостроительный посёлок. На заводе строят и ремонтируют подводные лодки. Город расположен в 40 км от Архангельска (областной центр).
В советское время город активно рос. Это был аккуратный, чистый, современный город. Он был приравнен к территориям Крайнего Севера, в отличии от Архангельска, поэтому зарплаты были выше, с учетом северного повышающего коэффициента 2,2. Кроме того, до 1992 года город имел статус ЗАТО - это был закрытый город, въезд по пропускам. Обеспечение продуктами и товарами осуществлялось по талонам и было значительно лучше, чем в Архангельске. Я этого счастливого периода жизни не помню, но родственники любят вспоминать, что в Северодвинске была колбаса по талонам, а в Архангельске колбасы никакой не было. Поэтому бабушка летала одним днем в Санкт-Петербург и возвращалась с сумкой колбасы и других дефицитных продуктов.
В общем, еще в 80-х и начале 90-х жилось в Северодвинске хорошо. А потом резко стало плохо, оборонный заказ перестали делать, подводные лодки перестали строить. Половина города - это работники завода. Заказа нет, работы нет, зарплаты нет.
Где-то в начале 90-х годов мать устроилась работать в Северодвинск бухгалтером на Комбинат строительных материалов и конструкций. Тогда она думала, что это отличный вариант - Северодвинск. Сейчас она об этом жалеет - лучше было бы остаться в Сберкассе. Родителям дали комнату в 2-х комнатной квартире, как молодой семье. Я родилась в 1987 году, сестра в 1988 году. Где-то с конца 1988 - начала 1989 года мы жили в Северодвинске. В ноябре 1989 года умер отец - плохая погода, несчастный случай на воде, перевернулась лодка. Ему было 24 года.
Мать в 25 лет осталась одна в закрытом городе без родственников и с двумя детьми. Видимо поэтому нас рано приучали к самостоятельности. Помню, как в 3 года я сама ходила в булочную за хлебом. В одной руке записка, что нужно купить, в другой деньги. Прилавок был с меня ростом или выше. Я поднимала руки и клала деньги и записку на прилавок, а продавщица взамен давала хлеб.
В 90-х с каждым годом жить становилось всё сложнее. Зарплаты задерживали. Мать постоянно занимала деньги в долг у соседей. Немного, чтобы купить самое необходимое. С зарплаты большую часть отдавала. Потом снова брала в долг, замкнутый круг.
В 1994 году я пошла в школу. Я уже понимала, что денег у нас мало. Старались с сестрой добыть денег на хлеб любыми способами - сдавали мукулатуру, стеклотару и даже ветошь. С ветошью было сложно - принимали не все виды тканей, нужно было отрезать молнии, пуговицы, крючки, стоила она не дорого. Мы не гнушались подобрать на улице бутылки, принести домой, помыть, а потом сдать (принимали только чистые). Картон собирали на рынке после закрытия.
Если Вы думаете, что это наша семья такая бедная была, то это не так. Большинство детей из нашего района подбирали бутылки. Правда, кто-то собирал себе на карманные расходы.
Что мы покупали в магазине такого, что сейчас уже не купишь:
✔ Яйца БОЙ. За яйцами нужно было идти до открытия магазина, с литровой стеклянной банкой или бидончиком. К открытию привозили яйца и, если там были разбитые яйца, то их можно было купить. Яйца наливали в принесенную с собой тару.
✔ Печенье ЛОМ. Для нас, детей, это было самое вкусное печенье. Обломки печенья самых разных видов, сломанные при транспортировке, продавали дёшево, на развес.
✔ Капустный лист. В самом городе так не продавали, но на окраинах можно было купить. Верхнюю пару не самых привлекательных листов с капусты снимали и продавали отдельно. 1 кг за 1 рубль. Предполагалось, что их покупают на корм кроликам или козам. Пенсионеры считали, что в супе разницы нет. У нас капуста была с огорода.
✔ Гнилые яблоки. Их не продавали в магазине. Соседка у нас работала на овощебазе. Сортировала овощи - фрукты. Им разрешали выносить яблоки, если оно минимум на половину гнилое. Но вторая половина ведь нормальная!) Отдавала за какие-то копейки. Иногда были чёрные мягкие бананы.
✔ Путассу. Моя самая любимая рыба. В детстве мы часто покупали путассу, не крупную, она дешевле. По праздникам была треска. Но путассу это почти как треска (семейство тресковых), только мелкая, так я считала в детстве. Мне кажется, что рыба была у нас была чаще, чем мясо.
✔ Обрезки колбасы. Называлось это "набор на солянку".
С зарплаты мать покупала нам с сестрой по банану или йогурту. Йогурты раньше были "пластмассовые", то есть не очень натуральные. Сейчас такие сложно найти. Они стоили не дорого 3 рубля или 4,5 - типа фругурт или услада, не помню, как они до этого назывались. Я считала это бессмысленной тратой денег - потом придётся опять на хлеб в долг брать. Но мать видимо хотела нас побаловать.
В магазинах стали продавать всякие сникерсы, марсы, баунти и киндер сюрпризы. Ассортимент мы с сестрой знали. Но если случался праздник и нас спрашивали, что мы хотим, мы отвечали, что Темпо. Вкусная вафля и стоит 2,5 рубля. Не 15 рублей, как сникерс.
Талоны на питание
Примерно в 1995 году комбинат стройматериалов, где работала мать, обанкротился и всех работников сократили. Мать стояла на бирже труда. Где-то в это время родственники познакомили мать с мужчиной, такелажником на заводе. Вместе они прожили где-то 8-10 лет, точно не помню, когда разошлись. В 1997 году родился брат.
Ситуация с зарплатами стала совсем критическая. Задержки были по полгода. Нас спасало, что отчим работал на заводе - градообразующем предприятии. Завод в свою очередь решил платить зарплату талонам на питание в заводской столовой. Столовых было много, завод тоже большой. Столовые открывались примерно в 15 часов. После школы мы шли стоять в очередь в столовую. Почти весь город вставал в очереди. Кто первый успеет, тому что-нибудь достанется. Питание в столовых было не очень разнообразное, но можно было хлеб купить, поесть суп и взять котлету на ужин.
Талоны представляли собой треугольные печати на листке с написанной суммой в рублях. Их отрезали ножницами при оплате.
Зима без отопления
По-моему это был 1998 год. Могу ошибаться, может быть 1997. У города были огромные долги и без оплаты мазут никто городу отпускать не собирался. На начало зимы топливо в город не завезли. Напоминаю, что район приравнен к Крайнему Северу. Зимой морозы до 40 градусов. Город принял решение топить на минимальных параметрах, главное, чтобы не разморозить систему теплоснабжения. Температура той зимой в квартирах была около 12 градусов. Было очень холодно. Мы ходили в верхней одежде в квартире, спали в шапках.
Школа всегда протапливалась хуже и зимой мы часто сидели в верхней одежде. Спортзал вообще по-моему не отапливался никогда. До -25 градусов физра у нас была на улице, на лыжах. Лыжи у всех были свои, передавались по наследству и от знакомых. Когда температура воздуха опускалась ниже -25, нас загоняли заниматься в зал. На стенах был иней, пол был скользкий, мячи сдувшиеся и деревянные. На руках потом оставались синяки. В общем мы просились заниматься на улицу. Кстати зимой мы занимались на улице без курток, в свитерах. Северные дети:)
В тот год, когда отопления практически не было, нам периодически приходилось писать карандашами, потому что ручки замерзали.
Забастовки учителей
Работникам бюджетной сферы приходилась хуже всего. Для заводчан пытался сделать хоть что-нибудь директор завода. А бюджетникам не платили по полгода.
Я хорошо помню, что какой-то год мы не учились почти два месяца. Сначала была забастовка учителей, потом эпидемия гриппа, а затем морозы. Сильные морозы до -40 градусов бывают в городе примерно две недели в год. При температуре ниже -31 градуса не идут в школу младшие классы. При температуре ниже -36 градусов не идут остальные, кроме 9-х и 11-х классов. Последние ходят всегда.
В Архангельской области начались забастовки учителей. Бастовало примерно 66 школ (в том числе в Архангельске - 20) и 16 дошкольных учреждений. Учителя требовали своевременной выплаты зарплат и возврата задолженности за октябрь. Мэрия заняла 5338 миллионов у "Арктикбанка" под 120 процентов годовых, чтобы выплатить учителям зарплаты за октябрь.
Источник: Антрушин, Ю. Педагоги в пикете у мэрии / Юрий Антрушин // Правда Севера. - 1995. - 28 ноября. - С. 1.
Забастовка учителей (ноябрь 1998 — январь 1999)
С 11 ноября бессрочная забастовка учителей из 35 школ начала действовать. Общая сумма задолженности превышала 32 млн. руб.Точка зрения департамента образования мэрии однозначна: забастовка ничего хорошего не даст, ибо денег в местном бюджете мало, вся надежда — на дотацию центра. Зарплату учителям выдавали по разработанному графику: в первую очередь — школам-интернатам, во вторую — окраинным школам, и в последнюю — образовательным учреждениям центральных округов Архангельска. Зарплата выдавалась за апрель 1998 года (то есть задержка зарплаты была 8 месяцев).
К концу ноября в борьбу за образование для своих детей вступили родители, написав обращение в адрес представительной власти:
«Уважаемые господа депутаты!
К вам обращаются родители учащихся муниципальных школ г. Архангельска. Мы обеспокоены сложившейся ситуацией с обучением наших детей. С 13 ноября 1998 года прекращены занятия.
Наши дети предоставлены самим себе. Они не учатся. Неизвестен их завтрашний день, не предсказуема их судьба. Они могут пополнить ряды попрошаек и преступников. А на перевоспитание будут затрачены государством гораздо большие деньги.
Но мы ни в коей мере не осуждаем действия учителей. Они были вынуждены пойти на этот шаг, чтобы обратить внимание на катастрофическое положение в образовании. Заработная плата не выплачивается с апреля 1998 года. Средства массовой информации дезинформируют нас и противопоставляют нас, родителей, учителям. Это уже беспредел!!! Почему депутаты и власть предержащие получают высокую зарплату, работают в теплых помещениях, сытно едят, красиво живут и не думают о тех, кто их выучил и выбрал???
Почему не выполняется указ президента о бесплатном питании учащихся? Дети живут и учатся в постоянном холоде. А ведь это ВАШИ ПРОБЛЕМЫ, господа депутаты!!!».
7 декабря — состоялся марш протеста, вылившийся в многотысячное шествие с участием учителей, родителей и детей.
Вторая учебная четверть фактически оказалось сорвана.
На 15 декабря (по данным департамента мэрии) из забастовки вышло всего лишь 5 школ, не приступали к работе 36 учебных заведений. Учителя ряда школ и городской забастовочный комитет учителей объявили бессрочные голодовки.
16 декабря мэр Архангельска Павел Балакшин, встретившись с директорами бастующих школ, подписал следующие обязательства мэрии перед педагогами города:
- погасить до 1 января 1999 года из местного бюджета 100 процентов зарплаты за сентябрь и 30 процентов за октябрь 1998 года. Такая возможность появилась благодаря договоренности с банком о выделении средств в счет будущих налогов;
... — обеспечить бесплатное питание детей из малообеспеченных семей в соответствии с законодательством РФ;
... — в случае получения федеральной ссуды в декабре-январе в достаточном объеме погасить все долги по зарплате работникам бюджетной сферы;
... — 70 процентов всех средств, поступающих в бюджет города, в декабре направлять на погашение заработной платы работникам бюджетной сферы.
18 декабря собрание представителей забастовочных школьных комитетов поддержало соглашение, подписанное тремя сторонами: мэрией, профсоюзом работников образования, забастовочным комитетом города и приняло решение приостановить забастовку, сохранив за собой право в случае невыполнения пунктов соглашения возобновить забастовку с 25 января. Дата выбрана не случайно — накануне открытия чемпионата мира по хоккею с мячом.
Учительская забастовка в Архангельской области оказалась самой массовой в России.
Медицина
Из выпуска политического мониторинга:
Из-за экономических проблем учреждения здравоохранения Архангельска финансируются из бюджета лишь на 37% от утвержденных нормативов. О деятельности медицинских учреждений города по оказанию платных услуг шла речь на совещании у мэра. В 1998 году медики, предоставляя платные услуги, заработали 10,5 млн. рублей. Причем половина этой суммы получена благодаря стоматологам и за счет профосмотров. ...Поскольку платежеспособность горожан очень низкая, стоимость медицинских услуг пока не возрастает. Но дорогостоящие лекарства, одноразовые шприцы и многое другое пациенты давно покупают сами. Бюджетных денег и средств фонда обязательного медицинского страхования при сегодняшних ценах хватает только на зарплату, приобретение недорогих и самых нужных медицинских препаратов.
У меня в те года сильно болел брат. В период с 1998 по 2000 год он 5 раз попадал в реанимацию. Ему было тогда от года до 4 лет. Лечение было следующим образом организованно. Скорая привозит в реанимацию, а через несколько часов ты идешь к врачу и он тебе выдает список нужных лекарств, шприцов, наборов для капельницы. Бывало, что врач говорил, где можно купить лекарство. "Вот это лекарство есть в аптеке на Седова. Я прозвонил аптеки. Его для Вас отложили, назовите фамилию".
Как-то раз брат поступил в больницу с температурой и судорогами в декабре, а выписали его в феврале. Сначала было ОРВИ, потом обструктивный бронхит, затем двухсторонняя пневмония, и под конец геморрагический цистит. Анатибиотики видимо не подходили, а других не было. Лечили травками - ингаляции, прогревания, урологический сбор.
Кроме того, в больнице у него повторялись судороги, его переводили обратно в реанимацию. В эпикризе написано: "в связи с отсутствием на отделении противосудорожного препарата ... переведен на ..., в связи с чем состояние ухудшилось, судороги. Переведен в ОРИТ."
С хорошими современными на тот момент противосудорожными для детей были огромные сложности. Их было просто не купить в Архангельской области. А чтобы купить их где-то в другом месте нужен был рецепт.
Одна из наших бабушек переехала к тому времени в Санкт-Петербург. Мать присылала ей телеграмму, к какому времени прийти на телеграф, чтобы созвониться. Городских телефонов не было у обоих сторон. Бабушка записывала какие лекарства нужны. Чаще всего Депакин в сиропе. Затем шла в детскую поликлинику и уговаривала педиатра выписать рецепт без ребенка. Затем уговаривала проводника поезда взять посылку. Поезд приезжал в Архангельск в 4 утра, до него 40 км. Рейсовые автобусы ночью не ходили. Поэтому ночевать приходилось на вокзале.
Бытовая жизнь и ЖКХ
Несмотря на то, что зарплаты не платили, оплату услугн ЖКХ компании требовали. Сложнее всего было с газом. Газ был в баллонах. Если ты не оплатишь баллон, то тебе его не привезут. А денег нет. Готовить приходилось на маленькой электрической плите.
Свет постоянно отключали - обрезали провод. Свет все самостоятельно подключали в течение суток. С этим было легче. Воду по закону не имели права отключать.
Один раз бабушка помогла оплатить долги по коммуналке, чтобы наша семья могла оформить субсидию по оплате ЖКХ, как малообеспеченные. С этим статусом нам еще давали талоны на бесплатное питание в социальной столовой. А еще иногда давали гуманитарную помощь.
Как-то пришла американская коробка - там было разводное пюре Анкл бенс и еще что-то той же фирмы. И какие-то мясные консервы вроде.
Однажды днем прибежала соседка и сказала бежать в пункт выдачи - муку выдают. Мне было лет 12, сестре и ее подружке по 11 лет. Мы взяли санки и пошли, родители были на работе. Мешок весом 50 кг нам на санки помогли погрузить, 4 остановки пешком мы без проблем довезли. А вот как мы этот мешок затаскивали в квартиру на второй этаж - это отдельная история...
Примерно в 2001 году в школе решили оборудовать компьютерный класс. С завода списали компьютеры, которые были старше нас. При загрузке они выдавали черный экран с надписью "Москва, 1986 год". Понимали они только Бейсик, ни о каком виндоус речи и не шло. Это были первые компьютеры, которые я видела вживую.
В 2005 у меня появился первый мобильный телефон. Отдала бабушка, она в деревне жила, там другой связи не было. Ей купили другой телефон. Звонить мне было особо некому, телефоны не были особо распространены.
В 2007 году я первый раз вышла в интернет. Для этого мне пришлось ехать в центральную библиотеку :) Интернет был уже нормальный - никаких карточек и скрипов. Такого интернета я не застала, знаю эти рассказы только с чужих слов, эти технологии прошли мимо города :)
Сейчас мои родственники, которые живут в Архангельской области, говорят, что прогресс у них отстает лет на 5-7 от Санкт-Петербурга.
Иногда я рассказываю знакомым, как мы жили в 90-х. Почему-то большинство уверенно, что на Севере такого быть не могло, "зарплаты там всегда были большие". Но нет, большие они были у вахтовиков и геологов.
Муж считает, что они тоже жили трудно и бедно. При этом он рассказывает, что за колбасой приходилось ездить в Питер из Новгорода. А в Питере ему покупали Пепси в стеклянных банках. И вообще никаких забастовок он не помнит.
А что помните Вы о 90-х годах?
Спасибо за Ваш лайк и подписку на канал!