Недавно я был в одном из храмов на службе, и увидел молодую девушку-регента, которая руководила хором. Она была одета в красивое платье, большую часть службы смотрела в телефон, разговаривала со своими коллегами по хору и они периодически смеялись.
Я был в этом храме впервые и, признаться, такое поведение на клиросе меня неприятно удивило. Но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят – сейчас я понимаю, что вместо того, чтобы следить за хором лучше было бы мне сосредоточиться на молитве.
Но недавно я увидел одну публикацию в группе Подслушано на клиросе, в которой поднималась болезненная тема присутствия в церковном хоре неверующих певчих и решил поделиться с читателями своими размышлениями. Процитирую этот пост здесь:
“Приветствую вас коллеги, братия и сестры певчие и регента. Это надо же было почти три десятка лет петь и регентовать, чтобы совсем недавно понять, что нельзя все же петь и читать на клиросе людям не воцерковленным, не верующим, не согласными с тем, о чем они поют. Ведь это шизофрения какая то получается- петь: "Отложим всякое пьянство, блуд, чревоугодие".. итд и внутренне даже не то, чтобы не соглашаться с тем, что поешь, но и даже всей своей жизнью стремится к тому, чтобы вкусно есть, пить и блудить и выдавать это за норму, а в церковь ходить только из-за денег, и понимаешь, что без них вот таких не будет профессионального хора, и остается только молится, так как распускать хор нельзя, так как профи, но и всякое миссионерство среди них, это гиблое дело, так как сами не святые.. в общем просто поделился, кто что думает?” (орфография сохранена)
В комментариях мнения выражались разные, но было видно, что тема эта актуальная и даже наболевшая. Я тоже часто задумывался, как чувствуют себя люди, которые профессионально славят Господа, получают за это деньги и при этом не верят в то, что они поют? И нужен ли такой хор в храме?
Сколько получают певчие в храме?
Однажды у меня был интересный опыт, когда в сельском храме батюшка благословил меня петь на клиросе, так как прихожан мужского пола было пересчитать по пальцам. Я с энтузиазмом согласился, но быстро понял, что это не для меня – всю службу не молишься, а следишь за нотами и думаешь, как бы не ошибиться и не сфальшивить.
В хоре кроме меня было еще несколько старушек, которые не попадали в ноты, но зато пели с душой. Не знаю, получали ли они за это деньги, если и так – то очень небольшие. Сами знаете, сколько прихожан бывает в сельских приходах…
В том храме, постоянным прихожанином которого я являюсь, очень красивый хор. При этом несколько певчих регулярно исповедаются и причащаются, а один молодой парень причащает своих маленьких деток. И это правильно – самый лучший вариант, когда хор составляют постоянные прихожане храма, у которых есть дар пения.
Вообще, мне кажется, что лучше пусть будет нескладный хор из нескольких верующих бабушек, чем профессиональные многоголосные распевы людей, которые не живут церковной жизнью, а к пению на клиросе относятся просто как к очередному заработку.
Пусть лучше те деньги, которые приход платит таким хористам (а это примерно 1 000 рублей за службу) идут на ремонт храма, оплату коммунальных платежей или милостыню. А славить Бога могут и обычные прихожане – в идеале так и должно быть.