Найти тему
Строительный мир

Мост на Байкале и дорога, обещанная Путиным: первое на перспективу, второе в ближайшее время

В начале 2021 года со стороны бывшего руководителя Иркутской области Бориса Говорина поступило предложение о строительстве мостового перехода на Байкале. Объект должен соединить с Большой землей крупнейший остров озера — Ольхон.

Сегодня на нем проживает около 1,7 тыс. человек, однако в летнее время это место пользуется особой популярностью у туристов. Перебраться через пролив Ольхонские Ворота можно на паромах, но в сезон они не справляются должным образом с потоком машин, из-за чего часто образуются длинные очереди, и автомобилистам приходится ждать по несколько часов; пеших туристов возит экскурсионный катер. Зимой можно переехать по льду.

До распада СССР существовало и регулярное авиасообщение: летали АН-2, АН-28 и чехословацкий Л-410. На последних двух можно добраться до Иркутска и сегодня, заплатив 5-6 тыс. руб.: Сибирская легкая авиация возобновила рейсы по пятницам и воскресеньям с 2019 года.

А нужен ли мост?

Сама идея моста не нова, вопрос о его возведении поднимался еще в прошлом столетии, но из-за сильного течения в месте предполагаемого строительства реализация подобного проекта казалась если не невозможной, то крайне проблематичной. К тому же постепенно спадала острая необходимость в таком объекте, так как население острова становилось все меньше, а Маломорский рыбозавод прекратил работу. Но с ростом турпотока, в том числе из Китая и ряда других стран, тема моста снова стала актуальной.

© Екатерина Ващенко / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Паром на остров Ольхон)
© Екатерина Ващенко / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Паром на остров Ольхон)

Из-за большого числа отдыхающих и экскурсионных групп на Ольхоне скапливается мусор, а это неизбежно влияет на экологию острова, о чем на сессии Заксобрания в январе текущего года и упомянул экс-губернатор Говорин. Мост в свою очередь облегчит вывоз отходов на материк. С другой же стороны, как отмечают эксперты СО РАН, наличие моста поспособствует и росту турпотока, что может иметь обратную сторону — увеличение рекреационной нагрузки.

В любом случае, научное сообщество и экологи не выступают категорически против этой идеи, призывая тщательно просчитать возможные риски и принять взвешенное решение. Пока вопрос о скорой реализации не стоит, было озвучено лишь предложение без каких-либо конкретных расчетов и сроков.

По словам самого инициатора, Бориса Говорина, вопрос необходимо согласовывать на федеральном уровне. Что касается технической стороны, то последние крупные объекты в Керченском проливе и на Дальнем Востоке, по его словам, показали умение российских инженеров решать самые сложные задачи.

© Alexandrnsk / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Поселок Хужир)
© Alexandrnsk / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Поселок Хужир)

В способности построить мост длиной свыше 1 км в месте сильного течения, где к тому же дуют мощные ветра, а средняя глубина достигает 35 м, сомнений практически нет. На первый план все же выходят экология и экономика. Оба этих пункта нуждаются в детальном рассмотрении со стороны специалистов. Относительно последнего не ясно, кто даст денег на строительство. Вкладывать в объект, востребованный в полной мере лишь несколько месяцев в году, решится не каждый инвестор. Эксперты уверены — если бы турпоток на остров был круглогодичным, то на Ольхоне давно существовала бы развитая инфраструктура и функционировал мост.

В ожидании дороги

Сегодня поселок Хужир, расположенный на северо-западе острова, от паромной переправы отделяет около 35 км грунтовой дороги. Местные жители в 2017 году с просьбой построить им асфальтированную трассу обратились непосредственно к президенту во время прямой линии. Владимир Путин пообещал им дорогу и дал соответствующие распоряжения.

Реализовать эти планы оказалось не так просто: из-за отсутствия моста все материалы, технику и оборудование необходимо доставлять через пролив, что подразумевает и модернизацию причальных сооружений. Сложности перед строителями стоят и из-за законодательства об особо охраняемой природной зоне.

© Демин Алексей / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Ольхон, дорога на Хужир)
© Демин Алексей / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Ольхон, дорога на Хужир)

Так или иначе, но дорога за это время не появилась. По последним сообщениям, ее строительство началось весной текущего года и продлиться до 2022-го. Стоимость проекта оценивается почти в 2 млрд руб. Относительно моста никаких сумм пока не озвучивалось, но из-за сложной местности она будет немаленькой. Не исключено, что в ближайшее время подготовят некоторые предварительные расчеты, что позволит с большей уверенностью говорить об актуальности строительства нового объекта.

Читайте: Новый мост через Обь – один из крупнейших отечественных концессионных проектов в транспортной сфере