Экранопланы, это один из ярчайших примеров межвидового технического скрещивания, в данном случае это симбиоз самолёта и скоростной лодки. Теоретические исследования и сама технология были разработаны ещё в 30-е годы прошлого века. Принцип перемещения экраноплана основан на эффекте аэродинамического экрана, который образуется при движении крылатой машины на небольшой высоте от поверхности воды, либо другого вида поверхности.
Самым известным в мире экранопланом стал «каспийский монстр» #ракетный корабль-экраноплан проекта 903, #Лунь , за которым, с помощью спутников, со страхом следили военные США. Был ещё малый десантный корабль-экраноплан проекта 904, #Орлёнок . В России, уже в этом веке, создали несколько прототипов экранопланов, в том числе для нужд #МЧС .
С момента строительства первых экранопланов прошло много времени, а эта интереснейшая аэродинамическая схема так и не получила своего развития в промышленных объёмах. Редкие экспериментальные прототипы не в счёт.
Но вероятно, что в ближайшее время эта ситуация изменится, и мы станем свидетелями не просто возрождения этого вида транспорта, а создание индустрии прибрежных перевозок на основе экранопланов, и как вы понимаете, они будут электрическими.
Электрический экраноплан Seaglider
Американская компания REGENT (Regional Electric Ground Effect Naval Transport) из приморского города #Бостон , основу команды которой составили бывшие инженеры #Boeing , выходцы из Массачусетского технологического института, разработали #экраноплан для пассажирских и грузовых перевозок в прибрежной зоне.
#Дизайн машины вызывает уважение и восхищение. Стремительные, обтекаемые линии фюзеляжа. Складывается впечатление, что его создавали люди, которые до этого «рисовали» истребители, либо вдохновлялись им. По крайней мере, об этом говорит носовая часть. На каждом крыле установлено по четыре электрических винтовых двигателя. Тут конечно момент интересный, и возникает вопрос. А можно ли было открытые винты заменить импеллерами? Для дополнительной безопасности, как самих винтов, так и окружающих. В любом случае, на рендерах машина получилось красивой, особенно для данной аэродинамической схемы. А значит, она должна хорошо полететь.
Первый серийный экраноплан планируется поставить на крыло через 5 лет. Это будет машина, которая сможет перевозить 12 пассажиров, а следующая модификация уже рассчитана не менее чем на 50 пассажиров. Первый аппарат на 12 пассажиров будет иметь диапазон до 300 км, и его максимальная скорость также будет в районе 300 км/ч.
Как пишут сами создатели Seaglider, "...Seaglider вдвое дешевле самолёта и в 6 раз быстрее, чем паромы, с меньшим уровнем шума и нулевым уровнем выбросов. Благодаря аэродинамической и эксплуатационной эффективности Seagliders имеют вдвое больший запас хода по сравнению с электрическими самолётами аналогичного размера".
Так что "межсегментный" экраноплан будет не только экологически чист и технологически безопасен, но и коммерчески выгоден. Об этом свидетельствует и успешное финансирование проекта. Первый этап финансирования принёс компании 9 млн.$, а также предварительные заказы на 465 млн.$ от авиакомпаний и паромных компаний. Заказчики уже сегодня говорят о будущих транспортных линиях, на которых будут работать "Морские планеры". Они соединят Бостон и #Нью-Йорк , #Лос-Анджелес и Сан-Франциско, будут и короткие маршруты, такие как Нью-Йорк и Хэмптонс, и маршруты, соединяющие Гавайские острова.
Генеральный директор REGENT Билли Тальхаймер, «К концу этого года мы собираемся запустить прототип размером в 1/4 от полного размера машины. Прототип будет иметь размах крыльев около 4,57 м. и весить около 181 кг. Нам нужно убедиться, что он работает в репрезентативных условиях эксплуатации, например, на волнах и в другую погоду. Инвесторы в восторге от нашей концепции. И мы слышим из многих городов, что приезжайте сюда, и мы вам поможем. Мы думаем, что культура Бостона помогает нам сегодня. Мы работаем в экосистеме MIT, Гарвардского университета. И у нас здесь прекрасные связи в области робототехники и аэрокосмической отрасли».
Для Seaglider не требуется какой-либо особой инфраструктуры, достаточно уже имеющейся корабельной, просто надо будет дополнительно поставить электрозаправку на пирсе. Большой конкуренции в этом сегменте у REGENT нет. Есть компании, которые разрабатывают просто электрические самолёты амфибии, к примеру, самолёт-амфибия P2 Xcursion норвежский компании Equator Aircraft. Но это машина малого класса, и при этом без использования технологии аэродинамического экрана.
P.S.
России от СССР досталась замечательная школа по созданию различного вида авиационной техники, и экранопланы у нас были уже давно. Пора бы уже эту технику переводить на гражданские и коммерческие волны и воздушные потоки, и создавать новый вид приморского транспорта, который вполне бы мог осуществлять перевозки на Балтике, в Чёрном и Азовском морях, на Каспии, Байкале, и на Дальнем Востоке.
Вероятно, что кто-то из российских бизнесменов опомнится, и займётся этой темой, когда тот же REGENT покажет свою эксплуатационную надёжность и коммерческую эффективность. К сожалению, у нас днём с огнём не сыскать бизнесменов-визионеров, которые были бы готовы вложиться в инновационные проекты только на стадии их разработки. У ИАП "Зелёная Точка Старта" тоже есть интересные проекты, найдём финансирование, расскажем...
___________________________
Уважаемые читатели, не забывайте кликнуть кнопку "Подписаться" на наш канал здесь в Дзене по прочтении статьи .
Можете подписаться и на наш Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые материалы, и делиться ссылками на них со своими друзьями в новом мессенджерах . Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.
Ваше участие нам очень важно!