Найти тему

Про писателей и деньги

Традиционный скриншот с АТ традиционно символизирует мой любимый бубнеж про авторов, продающих книжки в Сети.

Я думаю, ни для кого не будет новостью, что я являюсь ярым лоббистом "во внешнем мире" сайтов вроде АТ, где авторы самостоятельно продают свои книги в электронном виде. И все время доказываю бывшим коллегам - литературным критикам, что система "прямых продаж книг авторами" - самое интересное, что случилось с нашей литературой за последние лет десять.

Вы, конечно, мне не поверите, но умные литературные критики до сих пор встречаются. Один из них во время такого разговора задал мне очень правильный вопрос: "Идеальных систем не бывает. Всем уже понятно, в чем плюсы возможности прямых авторских продаж книг. А вот в чем их минусы? В чем там самая большая проблема?".

Я тогда не смог ему ответить, но очень глубоко задумался. Долго катал этот вопрос в голове туда-сюда, а сегодня, наконец, ответ сформулировался.

Но сначала - старый анекдот еще тех лет, когда в некоторых анекдотах философии было больше, чем в книге Шопенгауэра.

Повадился новый русский ездить мимо гаишника, причем под знак. Гаишник его постоянно тормозил, новый русский, ни говоря ни слова, отстегивал ему 100 баксов и ехал дальше по своим делам. На следующий день - то же самое. И так продолжалось довольно долго, ко внутреннему ликованию гаишника. Они уже приветливо кивали друг другу, и вообще - все было хорошо, как вдруг новый русский пропал. День его нет, два, неделю...

Гаишник сперва запаниковал, потом расстроился, напился даже с горя после смены, на пост выходил мрачнее тучи...

А потом как-то видит - едет знакомый мерс!!! Естественно, под знак, гаец палкой машет, тот тормозит, отстегивает сотку... И тут мент не выдерживает и спрашивает:
- Ты куда пропадал-то?
- Да так... - отвечает загорелый новый русский. - На Канарах отдыхал.
Тут у гаишника ком в горле, слезы на глазах и он, оскорбленный до глубины души, едва выдавливает из себя:
- На мои деньги?!

Так вот, главная проблема системы прямых авторских продаж ровно та же, что является его главным достоинством - возрождение сословия профессиональных литераторов, возможность автора жить "с пера".

Когда написание книг становится единственным источником дохода, принцип "на мои деньги?" начинает очень серьезно влиять на автора. К примеру, именно принцип "На мои деньги?" является главной причиной непреходящей ненависти профессиональных авторов к пиратским библиотекам. Но я сейчас не об этом, я про другое следствие.

Как известно, никакой эксплуататор-капиталист и вполовину не издевается над своими работниками так, как человек, начавший работать на себя. Серьезно - я лично дважды видел, как начинающие ЧП-шники загоняли себя так, что отъезжали в больницу с физиологическим истощением. А все почему? Потому что когда ты спишь - конкурент зарабатывает "твои деньги".

Когда у человека есть основная работа, и доход с нее в принципе обеспечивает существование, а доход от продажи книг является не более чем приятным приработком, то с психологическим самочувствием обычно все нормально.

Но как только писательство становится профессией - все сразу становится сложно. В принципе, этой проблеме столько же лет, сколько профессиональному писательству, но на АТ это усугубляется отсутствием посредников. Сетевой профессиональный писатель взаимодействует с читателями напрямую. Ему НЕОБХОДИМО "работать с аудиторией", потому что доход коммерческого автора на 90% определяется наработанной аудиторией.

Написание книг становится веслом, к которому ты прикован. Ты должен грести, иначе тебе не на что будет жить. Проды нужно выдавать каждый день, в лучшем случае - через день. Болен, головой ударился, с похмела - пофиг! В каждой серии должно быть не менее трех томов, потому что реклама начинает приносить устойчивую прибыль минимум на трехтомнике. Паузы между книгами в серии не более 2-3 дней. Если серия "зашла", ее надо выжимать досуха, даже если она тебе до смерти надоела - потому что следующая серия не факт, что "зайдет". При написании книг необходимо принимать в расчет вкусы твоей аудитории, и не писать то, что они не любят - иначе начнется "отвал библиотек".

А бросить это весло нельзя, иначе ты начинаешь терять "свои деньги". Причем, в отличие от пиратских библиотек - уже не предположительно, а совершенно реально терять.

И я в сейчас даже не о качестве, хотя термин "петросянство" появился после того, как неплохой эстрадный артист подписался делать веселую юмористическую программу каждую неделю.

Я об истощении. Очень часто работа в таком режиме заканчивается как у вышепомянутых ИП-шников. Сначала тем, что человек начинает ненавидеть то, что он пишет. А потом - и презирать того, кто это пишет.

Среди топов АТ - то есть тех, кто живет с книг, которые здесь выкладывает - мне известен ровно один автор, который сознательно ограничивает себя в деньгах. Допускаю, что я мог кого-то упустить, но сколько я знаю, принципом своей работы это сделал только Андрей Красников, который планомерно чередует коммерческие вещи "для денег" с книгами, которые он пишет "для себя", для души.

-2

Да, наверняка он проигрывает в доходах, но выигрывает в душевном здоровье и "профессиональной форме" - ему этот марафон бежать проще, потому что он периодически отдыхает.

Некоторые маститые авторы иногда разрешают себе написать то, что не принесет больших денег, но очень просится наружу - как Михайлов с "переКРЕСТком одиночества" или Васильев с "Отделом 15К".

Остальные ставят ремейки драмы Сидни Поллака "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?".

И это очень напоминает "булимию наоборот".

Я понимаю, что ощущение потери "моих денег" очень давит на психику, да и на сегодняшний день деньги книги приносят не так чтобы несчитанные.

Но на мой взгляд, уже самое время вспомнить анекдот про другого нового русского и его призыв: "Брат, надо просто себя заставить!".

____________

А мои книги читайте здесь - https://author.today/u/id86412741/works. Они хорошие, можете проверить.