У каждой советской песни о столице есть своя интересная история.
«Москва златоглавая»
История рождения песни полна загадок. Автор слов неизвестен, и уже в «Сборнике новейших песен за 1909 год» она значится как народная. При этом, та музыка, на которую она исполняется сегодня, написана в 1922 году американским композитором Соломоном Секундой совсем для другого текста – «Моя еврейская девушка».
«Москва златоглавая» была безумно популярна в эмигрантской среде и русских ресторанах за границей. Одну из первых записей сделала Зина Павлова, известная исполнительница цыганских и белоэмигрантских романсов в Париже. А в СССР массово запели «Конфетки-бараночки, словно лебеди саночки» в 1980 году, после выхода на экраны фильма «Крах операции "Террор”», где ее исполнила Елена Камбурова.
«Песня о Москве» («Хорошо на московском просторе»)
Впервые прозвучала в фильме «Свинарка и пастух», который вышел на экраны в 1941, уже когда началась Великая отечественная война. Музыку написал молодой Тихон Хренников, а текст песни – сценарист фильма и поэт Виктор Гусев – коренной москвич.
Известно, что даже под страшными бомбежками 1941 года, когда враг совсем близко подошел к столице, Гусев из города не уехал. Лауреат двух Сталинских премий (за фильмы «Свинарка и пастух» и «Шесть часов вечера после войны»), он стал автором шлягеров – «Полюшко-поле» и «Марш артиллеристов». Был, кстати, одним из участников конкурса на создание гимна СССР, в котором, как известно, победил Сергей Михалков. Версия Гусева показалась слишком сердечной.
В 1944 году после второй премьеры фильма (из-за начавшейся войны ленту почти не заметили) песню запела вся страна.
«Песня о Москве» («Дорогая моя столица»)
Песня, ставшая официальным гимном столицы России, родилась в 1941 году. Тогда сапер (до войны – журналист, а после войны – известный поэт-песенник) Марк Лисянский возвращался через столицу из госпиталя в свою дивизию. Впереди была битва за Москву, враг стоял в нескольких километрах от города. В попутной машине в голову поэту пришли первые две строфы. Благо блокнот был под рукой – строчки удалось записать.
Получасовая остановка в Москве позволила закинуть листок с текстом в редакцию «Нового мира». Когда Исаак Дунаевский увидел стихи, напечатанные в журнале (февраль, 1942), сразу, прямо на полях, начал писать ноты. А дальше песня уже зажила своей жизнью – ее дописывали (Сергей Агранян), вводили в текст и убирали из него Сталина, но любили всегда.
«Подмосковные вечера»
Одна из популярнейших песен, которая, несмотря на название, считается одной из самых «московских» (не зря она стала визитной карточкой Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957-м и 40 лет была позывным радио «Маяк»).
Как ни странно, поначалу вечера были не «подмосковными», а «ленинградскими». Было это в 1955 году, отцами будущего шедевра стали поэт Михаил Матусовский и композитор Василий Соловьев-Седой. Правда поначалу они были уверены, что это песня – их провал. Она не вязалась с видеорядом фильма, для которого создавалась, казалась вялой и даже абсурдной – так Марк Бернес высмеивал строчки «Что ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня».
В народ песня пошла после того, как ее исполнил по радио В.Трошин, Посыпались просьбы повторить «Вечера» – с тех пор он стала одной из самых исполняемых наших песен в мире. И даже место ее рождения увековечено памятной табличкой на доме по адресу Сивцев Вражек, 17.
«Московские окна»
И в этой песне не сразу разглядели шедевр и шлягер. Композитор Тихон Хренников написал эту лиричную мелодию для фильма «Русский сувенир», который собирался ставить Григорий Александров – исполнять ее должна была Любовь Орлова. На этом дело застопорилось, а затем и забылось.
И только когда Леонид Утесов в 1960-м году попросил Хренникова для своей программы песню о Москве, ноты были извлечены, автор наиграл мелодию Утесову и тот убежал воодушевленный. Стихи написал Михаил Матусовский и впоследствии рассказывал: принес текст в клуб московских шоферов – там репетировал утесовский оркестр. Мороз был такой, что Утесов пел «в зимнем пальто, ушанке и в огромных деревенских валенках». Но тепло родившейся песни согрело всех – такой она остается и по сей день.
«А я иду, шагаю по Москве»
Строки из припева этой песенки стали названием фильма Георгия Данелия (1964), а легкая прогулочная мелодия композитора Андрея Петрова – дала звучание хрущевской «оттепели», сделав фильм ее символом.
О том, как Геннадий Шпаликов, сценарист и поэт, писал текст песни существует множество легенд: и в ресторане на меню, и в такси, и на улице во время съемок. Ясно одно – слова складывались быстро, это свободное дыхание импровизации и сообщило тексту очарование, которое берет в плен каждого.
Песня пошла в народ. Легко родившись, строчки песни прошли жесткую цензуру. Так, строка про парус над лодкой, который герой распустит «пока не знаю с кем», первоначально звучала как «пока не знаю где» - но проверяющие инстанции усмотрели здесь намек на эмиграцию.
«Лучший город земли»
Еще один «оттепельный» шлягер о Москве родился в 1964-м году и оказался заводным твистом. Сегодня кто только не исполняет музыку Арно Бабаджаняна – ритм песни остается современным и поныне. А тогда песню запретил глава государства Никита Хрущев. Так и сказал: «Твист о Москве? Запретить!»
Через несколько месяцев запретили самого Хрущева – его отправили в отставку. Вызволить «Лучший город земли» из небытия смог его автор – поэт Леонид Дербенев. Он пришел на радио и сказал: «Ну вот, Магомаев сделал все, что мог – Хрущева сняли. Будете теперь давать нашу песню в эфир?» И – дали.