Найти тему

"Серебристая пыль", или Фильм-агитка

Советские фильмы 1920-1950-х годов зачастую сложно смотреть современному зрителю. Почему? Они полярные. Злодеев и героев там сразу можно определить по внешности, манерам, интонациям. Исключения есть, например, новелла "Однажды ночью" из киносборника "Наши девушки". Зритель, который ее смотрит, до последнего момента не знает, кто враг, ибо оба героя молоды, хороши собой и выглядят как люди, а не как ходячие воплощения добра и зла. Но в целом фильмы снимали так, чтобы даже неграмотные крестьяне могли все понять и сделать верные выводы. Советской власти в ту пору не нужны были психология и сложные характеры героев. Кино было оружием и его использовали по полной.

Яркий пример таких фильмов - лента "Серебристая пыль", вышедшая в 1953 году. Снимал ее А. Роом, который когда-то был режиссером достаточно сложного фильма "Строгий юноша". Но, видимо, времена изменились, и теперь стране нужны были картины совсем иного рода. Холодная война диктовала свои условия. Враг был там, за океаном, и наши люди не должны были не забывать об этом.

-2

Сюжет фильма заключается в том, что американский профессор Стил разрабатывает новое оружие: серебристую пыль, которая практически мгновенно убивает человека или животное. Но на обезьянах-то это проверили, и теперь профессор хочет опробовать свое изобретение на себе подобных. И тогда его покровители находят выход...

-3

Что сказать? Нынче эта картина может заинтересовать разве что заядлых киноманов. Режиссура прямая, как автобан, рояли в кустах видны за километр (что придумают враги для проведения эксперимента становится ясно примерно минут через 15 просмотра). Поскольку в моде типаж Любовь Орловой, В. Ушакова, играющая одну из главных женских ролей, старательно изображает эту кинозвезду. Получается не очень: неестественно, жеманно, фальшиво. Вы когда-нибудь видели что сестра, обнимая нежно любимого брата, которого она давно не видела, старательно отворачивала бы лицо в сторону?

Джен (В. Ушакова) и Аллан.
Джен (В. Ушакова) и Аллан.

Ну и по тому, как выглядят герои сразу можно понять к какому лагерю они принадлежат. Это не персонажи, а либо плакатные герои, либо откровенные карикатуры. Вот, например, люди со светлыми лицами. Сразу видно, что это трудяги с правильной политической позицией.

Аллан О"Коннел (С. Тимофеев).
Аллан О"Коннел (С. Тимофеев).

Бен Робинсон (Д. Колмогров) и Мери Робинсон (З. Занони).
Бен Робинсон (Д. Колмогров) и Мери Робинсон (З. Занони).

А вот враги. И перепутать их невозможно.

Курт Шнейдер (Г. Кириллов) и генерал Маккенеди (Р. Плятт).
Курт Шнейдер (Г. Кириллов) и генерал Маккенеди (Р. Плятт).

И чтоб уж самый тупой зритель все правильно понял, ему показывают еще и героя в немецкой форме.

-8

Даже со служителями культа та же ситуация. Вот трус, лицемер и ханжа, пастор Смит.

Дорис ( С. Пилявскя) и Гедеон Смит (В. Лекарев)
Дорис ( С. Пилявскя) и Гедеон Смит (В. Лекарев)

А вот правильные высокодуховные чернокожие персонажи поют псалмы. Чувствуете разницу?

-10

Кстати, одного из мерзавцев играет Всеволод Ларионов, "15-летний капитан". Но я это поняла только увидев тиры.

Гарри (В. Ларионов) и Курт Шнейдер.
Гарри (В. Ларионов) и Курт Шнейдер.

Из актеров только Л. Смирнова, играющая бедовую девицу Флосси, пытается хоть как-то придать жизни своему персонажу, показать ее с разных сторон. Остальные пафосно и фальшиво изображают то, что им было сказано: богатых взбалмошных дам, военных преступников, безжалостных гангстеров, маньяков-ученых, несчастных служанок и пр. Если учесть, что ни один из актеров прототипов своих персонажей явно в глаза не видел и в Америке не был, то получаются карикатуры, а не живые люди.

Флосси (Л. Смирнова).
Флосси (Л. Смирнова).

В общем, как художественное произведение, фильм слова доброго не стоит. Но, если вас интересует кино как средство агитации, вам сюда.

Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/, остальные картинки - скриншоты.