Найти тему

"Проклятие Симфонии №9". Композиторы, для которых 9-я стала последним произведением

Феномену под названием "Проклятие девятой симфонии" даже посвящена отдельная страница Википедии.

Считается, что все началось со знаменитой симфонии Бетховена, которая стала его последним произведением, причем, совершенно уникальным в истории симфонической музыки.

-2
Взять хотя бы ее знаменитый финал, который благодаря хоровому исполнению "Оды к радости" Шиллера, вышел за пределы жанра и стал совершенно новаторским. Да, после Бетховена, этот прием использовали многие композиторы: Берлиоз, Мендельсон, Лист. Но Людвиг ван Бетховен стал первым.

На самом деле, толчком для рождения мифа для Густава Малера, автора этой легенды, стала кончина австрийского композитора Антона Брукнера именно в момент его работы над своей 9-й симфонией.

Странно, что Малер не связал это с более ранней смертью Франца Шуберта в ноябре 1828 года, через 8 месяцев после похорон Бетховена, на которых молодой музыкант простудился, заболел, а в скором времени скончался.

И свою 9-ю симфонию Шуберт датировал именно мартом 1828 года, месяцем смерти гениального соотечественника, хотя написана она была за 3 года до этого.

Послушайте чудесное Andante из симфонии Шуберта.

А далее, как я уже говорила, аналогичная судьба постигла австрийского композитора Антона Брукнера в 1896 году.

Но в его неоконченной 9-й симфонии была некоторая странность: фактически она была десятой, но по какой-то причине, первую симфонию Брукнер пронумеровал цифрой "0". Таким образом его последнее симфоническое произведение получило номер 9.

Видимо, эта деталь и то, что композитор родился в год премьеры "хоральной" симфонии Бетховена, послужила Малеру отправной точкой.

-3

Но на этом история мистификаций не заканчивается. В нее попала и симфония Антонина Дворжака "Из Нового Света". Премьера произведения состоялась 1893 году, и несмотря на то, что композитора не стало только через 10 лет, 9-я симфония стала последней в ряду его симфонических произведений.

Но самое удивительное, что дальше список продолжил сам Малер. Будучи крайне суеверным, он приступил одномоментно к работе над 9-й и 10-й симфониями, причем, девятую назвал "симфоническая поэма". Но обмануть судьбу ему не удалось. И написанная в 1909 году, 9 по счету симфония стала его прощальным произведением.

И вот уже о "проклятии" заговорил весь музыкальный мир. Считается, что именно оно остановило Чайковского, Шумана, Сен-Санса. Так ли это, трудно судить.

Тем не менее, есть повод задуматься, ведь трагическая закономерность продолжается до сих пор. Композиторы Карл Амадеус Хартман, Роджер Сешенс, Малколм Генри Арнольд - далеко не весь список. Но история с последней симфонией Шнитке, заставляет задуматься: такой ли уж это вымысел.

Альфред Шнитке скончался, не закончив свою 9-ю. Дописать партитуру, в память о друге, взялся композитор Николай Корндорф. Но вскоре скончался от сердечного приступа. Так симфония стала и его последним произведением.

Действительно ли есть связь между количеством симфонических произведений и кончинами их авторов? Вполне возможно, есть в цифре 9 какой-то особый сакральный смысл. Вспомнить хотя бы про 9 высших ангельских чинов и 9 кругов ада . Но решать только вам.

-4