После сражения в Зондском проливе крейсера типа «Могами» долгое время не имели прямых столкновений с кораблями противника. Разве что можно вспомнить рейд в Бенгальский залив в составе соединения вице-адмирала Одзавы, где крейсера действовали против судоходства противника и обеспечивали действия ударной группы адмирала Нагумо против английского флота в районе Цейлона. И несмотря на то, что большинство крупных операций редко проходили без участия героев нашего повествования, чаще всего боевые действия последних ограничивались лишь отражением атак с воздуха и обстрелом береговых позиций. Вам это ничего не напоминает?
Давайте вспомним тот же период из истории линкоров типа «Айова», которым был посвящен прошлый выпуск журнала. Дебют в бою с явным превосходством над противником (линкоры против учебного крейсера типа "Катори"), и затем относительно обыденная работа по прикрытию авианосных соединений и бомбардировке островов. Однако если в случае с «Айовами» все соприкосновения с авиацией противника были всегда в пользу первых, то японским тяжелым крейсерам повезло гораздо меньше. И после первых удачных месяцев войны фортуна им изменила.
Явным примером этому служат события, произошедшие 5 июня 1942 года, когда на завершающем этапе сражения у атолла Мидуэй 7-я эскадра, в которую входили все четыре тяжелых крейсера типа «Могами», понесла первые потери, причем практически без столкновения с противником. В тот день крейсерам даже не дали открыть огонь, ситуация изменилась, и эскадра получила приказ отходить для соединения с основными силами. С этого момента участие в операции перестало быть формальным.
Началом в цепи трагических событий стала ошибка «Микумы» при перестроении, в результате которой крейсер «Могами» врезался в "систершип". Повреждения не были фатальными сами по себе, но резко снизили мобильность всей группы. Чтобы не рисковать, «Кумано» и «Судзуя» ушли вперед на полной скорости. Пара поврежденных крейсеров на следующий день была обнаружена американцами, и по ним с 6 июня авиация начала наносить удары. Больше всего не повезло крейсеру «Микума» – 6 июня он получил не менее пяти бомбовых попаданий. После пожаров и взрыва торпед он был оставлен экипажем и затонул. Крейсеру «Могами» также досталось несколько бомб, но он смог уйти, получив серьезные повреждения и потеряв треть экипажа убитыми и ранеными.
Как мы видим, в тот период «балом правила» уже палубная авиация, и до артиллерийских дуэлей часто дело не доходило. Но не всегда.
Случай применить свои орудия против кораблей противника представился в октябре 1944 года. К тому времени японский флот уже не был силен. Его мощь постепенно угасала после катастрофы у атолла Мидуэй, однако японский Императорский флот все еще оставался серьезным противником. Но каждое сражение сужало оборонительный периметр, и действия соединений японского флота становились все более пассивными. Стало ясно, что нужно сохранять ресурсы и действовать только от обороны. О серьезной контратаке, а тем более о наступлении, речи не было. Ожидая в ближайшее время очередную атаку союзных сил, в Японии разработали четыре плана ее отражения. Целью каждого было не допустить очередного смещения оборонительных рубежей в сторону метрополии. Отличались планы лишь тем, на каком участке периметра ожидалась атака. Американцы выбрали в качестве цели Филиппинские острова, захват которых открывал очень широкие возможности для действий береговой авиации. Ключевой фазой операции должна была стать высадка десанта в заливе Лейте. Для ее прикрытия были сформированы несколько оперативных групп, в том числе мощное соединение авианосцев (ударное соединение TF.38 вице-адмирала Митчера на тот момент насчитывало 16 авианосцев).
В свою очередь японцы ввели в действие план «Се Го», согласно которому были сформированы три ударных соединения для прорыва в залив и одно соединение для отвлечения основных сил противника. Тяжелые крейсера «Кумано» и «Судзуя» (вместе с 5 линкорами, 10 крейсерами и 15 эсминцами) вошли в состав Первого (Центрального) соединения, которым командовал вице-адмирал Такео Курита (флагман – линкор «Ямато»). 22 октября 1944 года этот японский отряд прошел из залива Бруней вдоль западного побережья о. Палаван, направляясь к проливу Сан-Бернардино.
Крейсер «Могами» также участвовал в этой операции, только на этот раз действовал отдельно от своих систершипов. Его включили в состав Третьего ударного соединения вице-адмирала Нисимуры.
Ход сражения у Лейте уже достаточно хорошо изучен, хотя остается много неясных моментов: как соединение Куриты во главе с линкором «Ямато» не смогло справиться с эскортными авианосцами, почему Нисимура, зная что он обнаружен, и его ждут превосходящие силы противника, все равно вел свои корабли вперед, в узкий пролив навстречу смерти, как получилось, что Хэлси упустил главные силы противника и не смог им нанести окончательное поражение и т.д. В нашей короткой статье мы не ставим целью в очередной раз пересказать то, что было много раз описано, или открыть какие либо тайны. Основное внимание уделим действиям тяжелых крейсеров, которым посвящен наш выпуск.
Надо сразу отметить, что японцам не удалось добиться внезапности, а главное дойти без потерь до районов предполагаемых боев с кораблями противника. Экипажи американских подводных лодок в этот раз проявили отличную подготовку и способность действовать эффективно. Сразу четыре крейсера в один день (23 октября 1944 года) получили повреждения, два из них затонули.
24 октября, несмотря на потери, Центральное соединение продолжало движение, подвергаясь массированным налетам авиации противника. Но только несколько кораблей получили повреждения, которые не повлияли на общую боеспособность. Крейсерам «Кумано» и «Судзуя» пока везло – им удалось не попасть под торпеды американских лодок и под бомбы американских палубных самолетов с TF.38. Тем временем атаки американской палубной авиации становились все более ожесточенными, в результате ценой 18 сбитых самолетов был уничтожен линкор «Мусаси» (типа «Ямато»), повреждены другие корабли японского соединения, в том числе тяжелый крейсер «Миоко». Ему пришлось вернуться в Бруней, так как бомба, попавшая в машинное отделение, вызвала серьезную потерю скорости.
Однако даже такие потери не остановили Куриту, и, войдя ночью 25 октября в Филиппинское море, японские корабли рано утром подошли ко входу в залив Лейте у острова Самар. В состав японского соединения на тот момент входили только 4 линкора, 6 тяжелых и 2 легких крейсера, 11 эсминцев. На первый взгляд это была достаточно мощная группировка, однако корабли Куриты не имели воздушного прикрытия, и в дальнейшем это сыграло свою роль.
Пока крейсера «Судзуя» и «Кумано» под атаками американской авиации продвигались вперед, соединение Нисимуры (линкоры «Фусо» и «Ямаширо», крейсер «Могами» и 4 эсминца) подошло к проливу Суригао и приготовилось к его форсированию, а в случае необходимости – к ночному бою. И ночной бой состоялся, только назвать его боем сложно – двум устаревшим линкорам, одному тяжелому крейсеру, 4 эсминцам (на всех было двадцать четыре 356-мм орудия и десять 203-мм орудий) противостояли 6 американских линкоров, 8 крейсеров (из них 4 – тяжелых), 28 эсминцев и 39 торпедных катеров (16-406-мм орудий, 48-356-мм орудий, 35-203-мм и 54-152-мм орудий). Если учесть, что японские корабли шли строем кильватера, а их противники, перегораживая пролив и ожидая врага, готовились полными бортовыми залпами их встретить, то преимущество американского флота становится просто ужасающим.
Крейсер «Могами» в колонне японских кораблей, которые шли походным ордером, последним входил в пролив Суригао: впереди шли три эсминца, за ними флагман «Ямаширо», затем «Фусо» и «Могами». Вероятно именно такое построение эскадры и обеспечило крейсеру возможность пережить своих «напарников». Под ударами торпед с американских торпедных катеров, эсминцев и крейсеров, под ураганным, управляемым радарами артиллерийским огнем японские линкоры и эсминцы были уничтожены, вырваться из огненного мешка удалось только эсминцу «Сигурэ» и крейсеру «Могами», но для крейсера это далось нелегко.
Первые минуты боя ему везло – весь огонь противника, в том числе и торпеды, был предназначен для линкоров, но как только он начал разворот на обратный курс, наступил и его черед. В него попало два 203-мм снаряда: один вывел из строя башню главного калибра № 2, а второй вызвал пожар в средней части корпуса. Единственное что удалось крейсеру – это дать торпедный залп (4 торпеды) в сторону противника (на север) и начать отходить на юг. Однако буквально через 7 минут в него попало еще два-три 203-мм снаряда (по мнению историков – с тяжелого крейсера «Портленд»). Попадания пришлись на носовую надстройку – были повреждены ходовой мостик и платформа управления зенитным огнем, было повреждено рулевое управление, погибли капитан корабля и несколько старших офицеров.
Положение крейсера усложнилось после столкновения со своим же кораблем – на этот раз на пути «Могами» повстречался тяжелый крейсер «Нати». Соратник особо не пострадал, а вот «Могами» ко всем своим повреждениям получил пробоину над ватерлинией с правого борта в районе башни № 1. Однако корабль продолжал медленно двигаться на юг, в средней части бушевал пожар, который так и не смогли потушить, начали взрываться боеприпасы зенитных орудий, размещенных в том районе. В одной из статей мы уже указали на опасность наличия на борту торпед, и в очередной раз это подтвердилось – хотя часть торпед и была выпущена за борт, однако оставшиеся пять взорвались, в итоге разрушения приняли катастрофический характер. Из четырех машинных отделений теперь могло действовать только одно, казалось, что конец уже близок.
Практически беспомощный корабль догнали 3 американских крейсера (2 из них – тяжелые), которые добавили еще 10-20 попаданий снарядами 203-мм и 152-мм калибра, затем последовали несколько атак торпедных катеров. Действующими орудиями главного калибра «Могами» (вспомним, что у него после последней модернизации оставались только носовые башни ГК) смог отбиться и продолжал отход на 18 узлах за соединением вице-адмирала Симы.
Утром 26 октября «Могами» еще держался на плаву, с пожаром экипажу удалось справиться, но последнее машинное отделение вышло из строя. В этот момент по нему нанесли удар 17 (!) самолетов ТВМ-1 «Эвенджер» и поразили его двумя 227-кг бомбами, которые попали перед носовой надстройкой, вызвав пожар, – возникла опасность взрыва носовых погребов, которые не удавалось затопить. В итоге экипаж покинул корабль, и крейсер был добит торпедой эсминца «Акебоно». Интересный факт – последний удар по «Могами» нанесли как раз бомбардировщики тактической группы TG.77.4.1, с которыми примерно в это же время должны были «разобраться» два его систершипа – «Кумано» и «Судзуя».
Как уже говорилось, здесь мы не будем описывать все события 26 октября, отметим только, что утром соединение Куриты беспрепятственно обогнуло остров Самар и вышло к месту предполагаемого нахождения американского флота, однако крупных сил противника в районе залива Лейте не оказалось. В это время основные силы американцев (в первую очередь – ударные авианосцы и быстроходные линкоры) были успешно отвлечены соединением Одзавы и находились далеко на севере.
До цели, то есть до транспортов, занимавшихся высадкой десанта в заливе Лейте, оставалось совсем немного, соединение Куриты перестроилось в ордер ПВО и двинулось вперед. Соединение двигалось на юг шестью колоннами. Тяжелые крейсера «Судзуя» и «Кумано» в составе 7-й эскадры крейсеров вице-адмирала Сираиси (вместе с двумя крейсерами типа «Тоне») двигались в кильватерном строе во второй колонне слева по носу у линкоров «Конго» и «Харуна».
Вскоре японские корабли встретили противника, это была Оперативная группа TG.77.4 эскортных авианосцев контр-адмирала Т.Спрэгью, которая оказывала авиационную поддержку десанту и действовала тремя отрядами: группа 77.4.1 («Таффи-1») – 4 эскортных авианосца; группа 77.4.2 («Таффи-2») – 6 эскортных авианосцев; группа 77.4.3 («Таффи-3») – 6 эскортных авианосцев. Охранение каждой группы состояло из 3 эсминцев и 4 эскортных миноносцев. Вот так распорядилась судьба, выбрав для 460-мм орудий линкора «Ямато» не новые быстроходные линкоры американцев, а перестроенные из транспортных судов авианосцы, вооруженные каждый одной 127-мм пушкой и зенитными автоматами. Хотя не надо забывать – именно самолеты одной из этих групп не так давно поставили точку в судьбе крейсера «Могами» и теперь собирались противостоять в бою японским тяжелым крейсерам и линкорам!
Однако американцам повезло – не имея информации о нахождении 3-го флота США, Курита сделал вывод, что перед ним основные силы адмирала Хелси. Были определены несколько тяжелых авианосцев, крейсера и даже пара линкоров, и японские корабли немедленно получили приказ об атаке. Разыгравшееся сражение отличалось как ожесточенным характером, так и беспорядочным маневрированием японских кораблей, которым так и не удалось нанести сокрушительное поражение такому слабому противнику, каким были группы «Таффи». В свою очередь, имея около 500 самолетов и около 20 эсминцев, американцам удалось не только сохранить почти все свои корабли, но и изрядно потрепать корабли Куриты.
Несмотря на неожиданное появление японского флота, Т.Спрэгью смог быстро сориентироваться и приказал группе «Таффи-3», которая была ближе всего к японскому флоту, полным ходом уходить на восток и поднимать самолеты, а эсминцам – дымовой завесой прикрыть уходящие «бэби-авианосцы». На руку американцам было и то, что, неправильно опознав цели, японцы использовали не фугасные, а бронебойные снаряды, которые прошивали небронированные корабли Т.Спрегью навылет и не взрывались.
Помогла американцам и погода – вблизи как раз проходила дождевая полоса, послужившая временным прикрытием для американского соединения. Безрезультатная для обеих сторон погоня продолжалась уже больше часа, когда имевшие преимущество в скорости японские корабли стали настигать американские «эскортники», пытаясь их окружить. Тогда американские ЭМ атаковали соединение Куриты.
Три эсминца атаковали колонну 7-й эскадры, и возглавлявший ее тяжелый крейсер «Кумано» получил попадание 533-мм торпеды с ЭМ «Джонстон» в носовую часть, которая практически оторвалась. Повреждения были достаточно серьезными – носовые водонепроницаемые отсеки были повреждены, вышли из строя помпы и якорное устройство. Из-за полученных повреждений и волнения моря пришлось уменьшить скорость до 12 узлов. В таких условиях уже было не до продолжения боя, и корабль, покинув строй, получил приказ отходить к базам через пролив Сан-Бернардино.
В последующие часы крейсер подвергся нескольким атакам уже не авиации «эскортников» с их ограниченной бомбовой нагрузкой, а пикировщиков и торпедоносцев с авианосцев из состава TF.38, которые спешили к месту боя.
Сначала от близкого взрыва у правого борта затопило котельное отделение № 6. Затем, в ходе последующих атак американским бомбардировщикам и торпедоносцам удалось добиться трех прямых попаданий: одно у основания носовой надстройки и два – в среднюю часть корпуса. Пострадала прислуга зенитных автоматов, и вышли из строя котлы № 7 и № 8. Но на этот раз пожаров и взрывов торпед удалось избежать, и крейсеру удалось добраться до Манилы, где его отремонтировали.
Примерно в то же время, когда торпеда попала в «Кумано», американская палубная авиация добилась успехов, нанеся серьезный урон крейсеру «Судзуя». Еще в самом начале этого безрезультатного боя «Судзуя» в ходе атаки американских «Эвенджеров» получил повреждение гребного вала, что замедлило его ход до 20-23 узлов.
Затем, примерно через два часа, когда «Кумано» уже почти форсировал пролив Сан-Бернардино, крейсер «Судзуя» был атакован 30 палубными самолетами группы TG.77.4 – одна из бомб взорвалась как раз посередине корабля у правого борта в момент перезарядки носового торпедного аппарата (ТА № 1). Дальнейшее можно уже предугадать – пламя разрыва охватило ТА и торпеды в нем, взрыв которых привел к сильным разрушениям и новому пожару. Буквально через 10 минут начали взрываться запасные торпеды, корабль получил сильные повреждения – были уничтожены 127-мм установки, вышло из строя машинное отделение правого борта и котельное отделение № 7. Еще через час огонь пожара добрался до остальных торпед и боезапаса 127-мм установок – новые пожары превратили корабль в пылающие развалины. В результате многочисленных взрывов и неутихающих пожаров корабль был оставлен командой и затонул спустя 3 часа после массированного налета.
Таким образом, оба крейсера покинули бой, не успев внести существенный вклад. Хотя они и добились ряда попаданий, но серьезного урона американским кораблям нанесено не было. Дальнейшие действия Куриты известны – вскоре его корабли отошли назад, отчасти от общей неразберихи боя, отчасти от общей усталости и перенесенных потерь. Нельзя сказать, что этот бой был легким и для американцев – один эскортный авианосец, два эсминца и один эскортный миноносец были потоплены, все остальные «бэби-авианосцы» были сильно повреждены. Однако этот бой вполне ясно доказал, что даже мощное соединение крупных артиллерийских кораблей без прикрытия с воздуха неспособно эффективно решать задачи в современном бою. Действительно, если корабль постоянно маневрирует из-за атак воздушного противника, то маловероятно, что он будет вести точный артогонь, и это необходимо учитывать.
Что касается наших героев, то к исходу сражения у Лейте из четырех крейсеров типа «Могами» только крейсер «Кумано» остался в строю, хотя и стал на ремонт. Однако уже практически через месяц он попал под удары американской палубной авиации и был потоплен.
В заключении можно отметить, что в этих боях крейсера типа «Могами» не добились выдающихся результатов, а кто-то скажет, что упустили отличную возможность для уничтожения кораблей противника которые были на порядок их слабее и значит не справились с задачей ради которой создавались. Однако, если проанализировать боевые действия, в которых приняли участие данные крейсера, а главное – те повреждения, с которыми они не просто оставались на плаву, но и могли отбиваться от противника, то можно сделать вывод, что крейсера были неординарными кораблями, а их конструкция оказалась не такой уж и слабой, как это могло показаться довоенным, а главное послевоенным экспертам и историкам, в том числе и современным "аналитикам". Не каждый крейсер того времени был способен выдержать такое количество артиллерийских, бомбовых и торпедных попаданий.
Сравните:
- тяжелый крейсер «Корнуэлл» (полное водоизмещение около 14 000 т) затонул после 9 прямых попаданий 110-227 кг бомб; крейсер «Дорсетшир» (13 775 т) – после 10 бомбовых попаданий;
- линейный крейсер «Рипалс» (38 300 т) затонул после 5 торпедных попаданий; линкор «Бархэм» (39 970 т) – после 3 торпедных попаданий; линкор «Принц Уэльский» (43 768 т) – после попадания 6 авиационных торпед;
- тяжелый крейсер «Винсеннес» затонул после попадания 3-х торпед и повреждения от артиллерийских снарядов; крейсер «Куинси» – попадание 3-х торпед привело к затоплению корабля;
- крейсер «Кумано» (14 795 т) получил попадания пяти 570-мм торпед и четырех 227-кг бомб, после чего корабль опрокинулся и затонул; крейсер «Судзуя» затонул после бомбового попадания и взрыва собственных 8-10 торпед 610-мм калибра; крейсер «Микума» – после 5 попаданий бомб и детонации собственных 610-мм торпед (около 12 штук).
Кому-то покажется сравнение некорректным, но такое сравнение позволяет хотя бы приблизительно оценить, много или мало было тех или иных попаданий или повреждений. Возможно у читателей есть свое мнение по данному вопросу, высказывайтесь.
Источники: Lacroix E. Japanese cruisers of the Pacifi c War/E.Lacroix, L.Wells. – London: Chatham Publishing, 1999. – 888 с.; Александров Ю.И. Тяжелые крейсера Японии. Часть 1 / Ю.И.Александров. – СПб: Истфлот, издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Апальков Ю.В. Боевые корабли японского флота. Крейсера.10.1918-1945 гг.: справочник / Ю.В.Апальков. – СПб: Галея-Принт, 1997. – 156 с.; Далл, С. Боевой путь императорского японского флота: Морские битвы крупным планом, № 4 / С.Далл. – Екатеринбург: Сфера, 1997. – 382 с.; Иванов, С. Японские тяжелые крейсер: Война на море, № 26/ С.В.Иванов. - 2005 г.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном – М: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2002. – 640 с.; Патянин С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин и др. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2014. – 536 с.; Переслегин С.Б., Переслегина Е.Б. Тихоокеанская премьера.- М: ООО "Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 2001.- 704 с.; Сулига Т.В. Японские тяжелые крейсера, том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба / Т.В.Сулига – М-Спб: Галея-Принт, 1997. – 120 с.; Шерман, Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою – М: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб: Terra Fantastica, 1999. – 560 с.
Если понравилось - ставьте лайки, подписывайтесь, будет еще интереснее, делитесь комментариями, кто желает - может поддержать проект: