Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря… Вор должен сидеть в тюрьме! Именно так мы понимаем жанр послевоенного противостояния добра и зла. Почему новый криминальный ретро-сериал совершенно не достоин внимания зрителя и искажает историческую канву времени.
Дальше сплошные спойлеры и много текста.
Все официальные рецензии на киношных сайтах взахлеб рассуждают о новом взгляде на послевоенную романтику советского криминального жанра, переосмыслении шедевра Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Что режиссер Зайцев снял псевдоголливудский нуар-блокбастер в эстетике комикса. Даже некоторые договорились до «Касабланки» и «Мальтийского сокола».
Вы что, серьезно? Люди! Опомнитесь! В этом сериале даже нет милицейского консультанта, не говоря уже об обычных историках. Ляп на ляпе. Напоминает обязательный школьный утренник, где надо было собрать всех мальчиков к 9 мая в одинаковой военной форме.
Внутренние войска вооружены все поголовно пистолет-пулеметами ППС-42 (а он не был массовым автоматом), зато у бандитов ППШ почти у каждого второго! А вот НКВД-шники мочат всех налево и направо только пистолетами с глушителями.
Хабенский, Бурковский и еще ряд главных персонажей ходят туда-сюда в дизайнерских развевающихся пальто и плащах (вспомните, рубашку-апаш и джемпер под пиджаком Высоцкого-Жеглова вкупе с его галифе), как Перри Мейсон или Филипп Марлоу. На фоне послевоенной разрухи и нищеты. Даже одна из героинь сериала Ольга (Алена Михайлова) напялит на себя этот мужской прикид с галстуком и будет ходить туда-сюда руки в брюки, изображая «живую» мебель с унылым лицом литовской снайперши времен чеченской войны. Даже в простеньком сериале «Стажеры» у нее было больше эмоций.
В заштатных Нижних Пупках (в роли, которых снялся дом из Твери), где нет ни одного значимого предприятия, есть шикарный 2х уровневый ресторан и практически легальный бордель «Курсы кройки и шитья», где многостаночницам явно не светила перспектива героини фильма «Светлый Путь» с Любовь Орловой. Как у классиков, все люди в городе рождались только для того… «Танцуйте мальчики, любите девочек!»
Несколько банд «держат» город, каждая со штатным расписанием не менее сотни – вся сериальная жизнь которых заключена в том, чтобы красиво умереть под беглым огнем с двух пистолетов, а иногда и с двух ППШ. Горы трупы, как ментов, так и бандитов, будут украшать своим смертельным апофеозом каждую серию. И никому до них не будет никакого дела – опять же у Говорухина единственная смерть милиционера Васи Векшина (Леонов-Гладышев) будет драматической нитью пронизывать весь фильм.
«Расцвела буйным цветом малина, разухабилась разная тварь». Вся жизнь сериала бьется вокруг рынка с парой десятков прилавков, пивным ларьком, фотоателье, адресным киоском и тиром. И один кирпичный дом, мелькающий в каждом втором кадре с высоты квадрокоптера. Да будет еще пара локаций на разрушенных промзонах, коих сейчас для бесплатной съемки предостаточно. Даже склады, которые вроде постоянно грабят и обворовывают, будут показаны скупо. Где деньги, Зин? Откуда у воров, бандитов, расхитителей социалистической собственности столько бабла? Которые умудряются вкушать красную икру, омаров (ну хорошо, раков) и устриц в этом Урюпинске. Неужели оттъем у честных граждан? Фальшивые продуктовые карточки можно спокойно купить на рынке – никому дела нет! Главный бандит Клещ (серьезный уголовный элемент, у него даже есть двойник!), как Мориарти, обложивший данью весь Зажопинск, (где даже отдел культуры платит дань!) никому не известен лично, только через голубиную почту с малявами.
Сериал в каждом кадре грешит фальшью и подлой мелкотравчатой антисоветчиной. Криминальный гравер Граф (Артур Ваха) рассуждает о травле Ахматовой, своей утраченной юности, где отца подняли на вилы, а он юный перспективный художник переквалифицировался в фармазона-блинопека (по фене). Любовь на фоне умирающего царизма. Как хороши, как свежи были розы… Все большевики проклятые!
Артур Смольянинов, как всегда изображает призывника-психопата Лютого из «9 роты», пользующегося успехом у приличных женщин сразу, неважно, что кличка Буян и убивал топором. Хороший человек топором зарубил нехорошего, ну понятно, ГУЛАГ, штрафной батальон, ясно, страдал от режима.
Даже герой войны, разведчик Журавлев (Данила, Ржавый из «Даешь, молодежь!»), работающий опером в милиции, легко и без сожаления валит своих товарищей-ментов и говорит фразу: «Что тоже страдал от большевизма?» А потом его его берут… Задержите дыхание! Трам-пам-пам! В МГБ (КГБ)! А что было, то прошло – у него помутнение от контузии, ошибся чуток. Прощаем.
Блатной персонаж по кличке Кот (единственный колоритный и аутентичный персонаж), урка образца 1946 г. распевает на гитаре хит «Смысловых Галлюцинаций» -- «Вечно молодой, вечно пьяный»! Что? Как это? Зачем это? Это также уместно, как шлем галактического штурмовика империи из «Звездных войн» в недавнем «шедевре» «Конек-Горбунок». Миллениалы называют это пасхалочкой – тьфу ты, надо переплюнуть и перекреститься!
Беспомощность сценаристов видна в неумении связать сюжетные линии и разные сцены между собой. Персонажи не знают куда себя деть и поэтому постоянно уходят из помещений с фразой «Мне надо пройтись!»
Зато тема сисек, не заявленная сюжетно, будет раскрыта во всем своем многообразии от А до F. Блуд, похоть, изнасилования – в каждой серии. Каждой твари по паре. Скромная ментовка Ольга с убийцей, честная официантка с вором малороссийского розлива, мент под прикрытием с бандитской шмарой (Агните Дитковските), ах простите, у нее трудная судьба! А рядовые шлюхи будут крутить грудью на экране покруче, чем в баре «Titty Twister» из фильма «От заката до рассвета». Даже старая хозяйка борделя (из тех бывших, что помнят корсеты и хруст французской булки) шуршит, как молодая лярва – вопрос, как за 30 лет не растеряла прыти, по сюжету ей уже под полтинник.
Больше всего бесила афиша с рекламой самого сериала «За час до рассвета», расклеенная по всему городу – что за идиотское самолюбование. А почему не комедии «Беспокойное хозяйство», «Первая перчатка» или батальный «Адмирал Нахимов» -- на дворе 1946 год? Или трофейные «Индийская гробница», «Девушка моей мечты»? Слабо напечатать пару аутентичных афиш конца 40-х? А если абсурд продолжать, то надо было накалить его до предела и развесить афиши Киркорова, ну а почему бы нет, прикольно же, а? Миллениалы и прочие жертвы ЕГЭ поржали бы.
А конец классический – злодейский злодей Хабенский бежит, приклеив усы (ну так ведь его никто в городе не узнает – начальника местной милиции, прозванного Сатаной!). Котелок на голову и все, я в домике!
Сценарий сериала кусками надерган из целого ряда хороших советских фильмов: «Последнее лето детства», «Приступить к ликвидации», «Приказано уничтожить», «Рожденная революцией», и конечно, «Место встречи изменить нельзя». Да даже «Ликвидация»! Но это не делает его самоценным произведением с цельной структурой. Это не самодостаточное высказывание режиссера о той эпохе и тех людях, это всего лишь убогий телепродукт для школоты, ходящей на навальные митинги и гордо не смотрящей зомбоящик.
Говоря языком улиц, сериал не вставляет, фальшивка получается или, как говорил персонаж Джигарханяна, обмануть нас хотел, дурилка картонная! «После мирного дня трудового, будь спокойна, родная страна».