Найти тему
Муки Зву

Сериал «За час до рассвета»: как урки распевали главный хит «Смысловых Галлюцинаций» и почему Хабенский приклеил усы, дурик!

Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря… Вор должен сидеть в тюрьме! Именно так мы понимаем жанр послевоенного противостояния добра и зла. Почему новый криминальный ретро-сериал совершенно не достоин внимания зрителя и искажает историческую канву времени.

Хабенский и Бурковский
Хабенский и Бурковский

Дальше сплошные спойлеры и много текста.

Все официальные рецензии на киношных сайтах взахлеб рассуждают о новом взгляде на послевоенную романтику советского криминального жанра, переосмыслении шедевра Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Что режиссер Зайцев снял псевдоголливудский нуар-блокбастер в эстетике комикса. Даже некоторые договорились до «Касабланки» и «Мальтийского сокола».

Вы что, серьезно? Люди! Опомнитесь! В этом сериале даже нет милицейского консультанта, не говоря уже об обычных историках. Ляп на ляпе. Напоминает обязательный школьный утренник, где надо было собрать всех мальчиков к 9 мая в одинаковой военной форме.

Внутренние войска вооружены все поголовно пистолет-пулеметами ППС-42 (а он не был массовым автоматом), зато у бандитов ППШ почти у каждого второго! А вот НКВД-шники мочат всех налево и направо только пистолетами с глушителями.

Отличные пальто и тройки у оперов
Отличные пальто и тройки у оперов

Хабенский, Бурковский и еще ряд главных персонажей ходят туда-сюда в дизайнерских развевающихся пальто и плащах (вспомните, рубашку-апаш и джемпер под пиджаком Высоцкого-Жеглова вкупе с его галифе), как Перри Мейсон или Филипп Марлоу. На фоне послевоенной разрухи и нищеты. Даже одна из героинь сериала Ольга (Алена Михайлова) напялит на себя этот мужской прикид с галстуком и будет ходить туда-сюда руки в брюки, изображая «живую» мебель с унылым лицом литовской снайперши времен чеченской войны. Даже в простеньком сериале «Стажеры» у нее было больше эмоций.

Ольга Михайлова в брутальном прикиде
Ольга Михайлова в брутальном прикиде

В заштатных Нижних Пупках (в роли, которых снялся дом из Твери), где нет ни одного значимого предприятия, есть шикарный 2х уровневый ресторан и практически легальный бордель «Курсы кройки и шитья», где многостаночницам явно не светила перспектива героини фильма «Светлый Путь» с Любовь Орловой. Как у классиков, все люди в городе рождались только для того… «Танцуйте мальчики, любите девочек!»

Держать в каждой руке ППШ-41 весом 5,44 кг утомительно
Держать в каждой руке ППШ-41 весом 5,44 кг утомительно

Несколько банд «держат» город, каждая со штатным расписанием не менее сотни – вся сериальная жизнь которых заключена в том, чтобы красиво умереть под беглым огнем с двух пистолетов, а иногда и с двух ППШ. Горы трупы, как ментов, так и бандитов, будут украшать своим смертельным апофеозом каждую серию. И никому до них не будет никакого дела – опять же у Говорухина единственная смерть милиционера Васи Векшина (Леонов-Гладышев) будет драматической нитью пронизывать весь фильм.

Устрицы с красной икрой под коньячок вкусно очень
Устрицы с красной икрой под коньячок вкусно очень

«Расцвела буйным цветом малина, разухабилась разная тварь». Вся жизнь сериала бьется вокруг рынка с парой десятков прилавков, пивным ларьком, фотоателье, адресным киоском и тиром. И один кирпичный дом, мелькающий в каждом втором кадре с высоты квадрокоптера. Да будет еще пара локаций на разрушенных промзонах, коих сейчас для бесплатной съемки предостаточно. Даже склады, которые вроде постоянно грабят и обворовывают, будут показаны скупо. Где деньги, Зин? Откуда у воров, бандитов, расхитителей социалистической собственности столько бабла? Которые умудряются вкушать красную икру, омаров (ну хорошо, раков) и устриц в этом Урюпинске. Неужели оттъем у честных граждан? Фальшивые продуктовые карточки можно спокойно купить на рынке – никому дела нет! Главный бандит Клещ (серьезный уголовный элемент, у него даже есть двойник!), как Мориарти, обложивший данью весь Зажопинск, (где даже отдел культуры платит дань!) никому не известен лично, только через голубиную почту с малявами.

Любовь нечаянно нагрянет... спустя 30 лет (Александра Флоринская и Артур Ваха)
Любовь нечаянно нагрянет... спустя 30 лет (Александра Флоринская и Артур Ваха)

Сериал в каждом кадре грешит фальшью и подлой мелкотравчатой антисоветчиной. Криминальный гравер Граф (Артур Ваха) рассуждает о травле Ахматовой, своей утраченной юности, где отца подняли на вилы, а он юный перспективный художник переквалифицировался в фармазона-блинопека (по фене). Любовь на фоне умирающего царизма. Как хороши, как свежи были розы… Все большевики проклятые!

Даже в Буяне есть что-то человеческое
Даже в Буяне есть что-то человеческое

Артур Смольянинов, как всегда изображает призывника-психопата Лютого из «9 роты», пользующегося успехом у приличных женщин сразу, неважно, что кличка Буян и убивал топором. Хороший человек топором зарубил нехорошего, ну понятно, ГУЛАГ, штрафной батальон, ясно, страдал от режима.

Даже герой войны, разведчик Журавлев (Данила, Ржавый из «Даешь, молодежь!»), работающий опером в милиции, легко и без сожаления валит своих товарищей-ментов и говорит фразу: «Что тоже страдал от большевизма?» А потом его его берут… Задержите дыхание! Трам-пам-пам! В МГБ (КГБ)! А что было, то прошло – у него помутнение от контузии, ошибся чуток. Прощаем.

Вечно молодой, вечно пьяный!
Вечно молодой, вечно пьяный!

Блатной персонаж по кличке Кот (единственный колоритный и аутентичный персонаж), урка образца 1946 г. распевает на гитаре хит «Смысловых Галлюцинаций» -- «Вечно молодой, вечно пьяный»! Что? Как это? Зачем это? Это также уместно, как шлем галактического штурмовика империи из «Звездных войн» в недавнем «шедевре» «Конек-Горбунок». Миллениалы называют это пасхалочкой – тьфу ты, надо переплюнуть и перекреститься!

Беспомощность сценаристов видна в неумении связать сюжетные линии и разные сцены между собой. Персонажи не знают куда себя деть и поэтому постоянно уходят из помещений с фразой «Мне надо пройтись!»

Агните Дитковските и Андрей Бурковский
Агните Дитковските и Андрей Бурковский

Зато тема сисек, не заявленная сюжетно, будет раскрыта во всем своем многообразии от А до F. Блуд, похоть, изнасилования – в каждой серии. Каждой твари по паре. Скромная ментовка Ольга с убийцей, честная официантка с вором малороссийского розлива, мент под прикрытием с бандитской шмарой (Агните Дитковските), ах простите, у нее трудная судьба! А рядовые шлюхи будут крутить грудью на экране покруче, чем в баре «Titty Twister» из фильма «От заката до рассвета». Даже старая хозяйка борделя (из тех бывших, что помнят корсеты и хруст французской булки) шуршит, как молодая лярва – вопрос, как за 30 лет не растеряла прыти, по сюжету ей уже под полтинник.

Вор по кличке Кот изумлен не меньше зрителя
Вор по кличке Кот изумлен не меньше зрителя

Больше всего бесила афиша с рекламой самого сериала «За час до рассвета», расклеенная по всему городу – что за идиотское самолюбование. А почему не комедии «Беспокойное хозяйство», «Первая перчатка» или батальный «Адмирал Нахимов» -- на дворе 1946 год? Или трофейные «Индийская гробница», «Девушка моей мечты»? Слабо напечатать пару аутентичных афиш конца 40-х? А если абсурд продолжать, то надо было накалить его до предела и развесить афиши Киркорова, ну а почему бы нет, прикольно же, а? Миллениалы и прочие жертвы ЕГЭ поржали бы.

А конец классический – злодейский злодей Хабенский бежит, приклеив усы (ну так ведь его никто в городе не узнает – начальника местной милиции, прозванного Сатаной!). Котелок на голову и все, я в домике!

Такой милашка напоминает Грега Лестрейда из "Шерлока Холмса"
Такой милашка напоминает Грега Лестрейда из "Шерлока Холмса"

Сценарий сериала кусками надерган из целого ряда хороших советских фильмов: «Последнее лето детства», «Приступить к ликвидации», «Приказано уничтожить», «Рожденная революцией», и конечно, «Место встречи изменить нельзя». Да даже «Ликвидация»! Но это не делает его самоценным произведением с цельной структурой. Это не самодостаточное высказывание режиссера о той эпохе и тех людях, это всего лишь убогий телепродукт для школоты, ходящей на навальные митинги и гордо не смотрящей зомбоящик.

Говоря языком улиц, сериал не вставляет, фальшивка получается или, как говорил персонаж Джигарханяна, обмануть нас хотел, дурилка картонная! «После мирного дня трудового, будь спокойна, родная страна».