В ходе программы летных испытаний, завершенной в июне 2018 года, шесть принимавших в них участие КC-46А налетали более 3,8 тыс. часов.
В ходе этих полетов в различных условиях (день, ночь, разные погодные условия и пр.) самолеты выполнили передачу более 4 млн фунтов, то есть порядка 1,8 тыс. тонн топлива на самолеты ряда типов: A-10, B-52, C-17, KC-10, KC-135, KC-46, F-15E, F-16, F/A-18 и F-35A.
Следующим шагом должны были стать испытания нового танкера на совместимость с самолетами B-2 и C-5, но сделать это военные сразу не смогли, поскольку в конце февраля 2019 года американские ВВС приостановили приемку «Пегасов» по причине новой серьезной проблемы, возникшей совершенно неожиданно.
Дело в том, что, как узнали журналисты из оказавшейся в их распоряжении служебной записки Boeing, в передаваемых компанией самолетах были обнаружены забытые инструменты и различный мусор. Причем – во множественном количестве и в разных местах самолетов.
«Пилоты ВВС США, которые находятся у нас и должны проходить обучение летной эксплуатации (КС-46А. – В.Щ.), не могут этого сделать по причине потери доверия к нашей продукции ввиду наличия многочисленных посторонних предметов, которые были обнаружены в различных местах самолетов», – приводило 28 февраля 2019 года содержание записки компании-разработчика издание Seattle Times.
«Это серьезная проблема», – подчеркивалось в служебной записке.
11 марта поставки были возобновлены, но вскоре вновь приостановлены, причем по той же самой причине – наличие посторонних предметов в передаваемых самолетах.
Об этом министр ВВС Хизер Уилсон заявила на слушаниях Комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США.
По словам официального представителя министра ВВС Энн Стефанек, были и другие примеры несоблюдения Boeing «высокого уровня качества и стандартов безопасности», в результате чего 23 марта ВВС решили приостановить приемку новых заправщиков.
В результате всех этих флуктуаций с приемом-передачей «Пегасов» компания Boeing передала заказчику в течение 1-го квартала 2019 года всего семь КС-46А, что стало весьма негативным сигналом, поскольку планами на 2019 год предусматривалась поставка 36 самолетов.
Впрочем, начало 2-го квартала 2019 года принесло Boeing более радостные эмоции: 29 апреля компания получила от ВВС США контракт стоимостью 5,7 млрд долл., согласно которому она обязалась в период до 28 апреля 2029 года выполнять определенный комплекс работ в отношении поставленных летчикам серийных КС-46А.
В течение 2-го квартала Boeing передал ВВС пять «Пегасов», а в 3-м квартале – еще девять.
Среди прочих получателем новых воздушных танкеров стало и 157-е авиакрыло самолетов-заправщиков ВВС Национальной гвардии, дислоцированное на АвБ «Пис». Оно стало первым в ВВС Нацгвардии, начавшим перевооружение на «Пегасы»: роль в этом сыграли и заслуги самого авиакрыла и стратегически важное расположение базы, где оно размещено. Всего сюда решено направить 12 самолетов КС-46А.
Наконец, 13 сентября 2019 года на площадке в Эверетте специалисты Boeing приступили к финальной сборке первого КС-46А для ВВС самообороны Японии. Последние законтрактовали на сегодня четыре такие машины стоимостью по 173 млн долл. за каждую, хотя ожидается, что позже будет размещен заказ еще на два самолета. 8 февраля 2021 года японские летчики выполнили первый полет на своем новом заправщике.
Решение закупить «Пегасы» принял и Израиль. Пока, по данным израильских СМИ, речь идет о восьми самолетах, стоимость которых вместе с сопутствующим оборудованием и снаряжением составляет около 2,4 млрд долл. Оплата будет осуществляться из той финансовой помощи, которую оказывают Израилю американцы.
Возить людей и грузы – запрещается!
Впрочем, с приходом осени проблемы начались вновь. На этот раз ВВС США запретили использовать КС-46А для перевозки людей и грузов.
Решение такое было принято после того, как с одним из самолетов произошло ЧП: во время очередного дальнего перелета, выполнявшегося в рамках программы оценочных и эксплуатационных испытаний, неожиданно произошло частичное раскрепление размещенного в кабине груза – самопроизвольно расстегнулись замки крепления, расположенные на полу кабины.
По мнению американских специалистов, это создавало опасность того, что во время турбулентности тяжелый груз может сорваться с креплений и травмировать или даже убить военнослужащих либо, что еще хуже, привести к катастрофе.
И хотя проблему выявили только на одном «Пегасе», командование ВВС решило перестраховаться и запретило перевозить грузы и людей на всех машинах до полного устранения проблемы.
Однако это сразу же поставило под угрозу срыва программу оценочных и эксплуатационных испытаний «Пегаса», начатую осенью 2019 года.
«Это многоцелевой самолет, предназначенный для перевозки грузов и людей, дозаправки топливом и выполнения медико-эвакуационных заданий, – подчеркивает в этой связи полковник Дамьен Пикар, официальный представитель Командования воздушных перебросок ВВС. – А если вы не можете перевозить грузовые паллеты и носилочных раненых, то, значит, не можете отработать в ходе испытаний и значительный объем крайне важных задач».
В результате проблема с напольными замками крепления пополнила список тех «болезней детского возраста», которые сопровождают «Пегас». Причем среди них есть и «смертельно опасные», которые относятся к первой категории (Cat-1 deficiency).
Среди таковых наиболее известна проблема с работоспособностью системы дистанционного наблюдения за работой топливозаправочной балки (RVS), которая позволяет осуществлять это по видеомонитору, а не через специальное окошко.
Boeing пришлось существенно потратиться на доработку как «железа», так и программного обеспечения. Причем, по оценкам западных аналитиков, система RVS будет полностью работоспособна еще не скоро.
Boeing согласилась также доработать топливозаправочную балку с тем, чтобы она могла использоваться для заправки штурмовиков А-10, однако на этот раз виновником стали ВВС, поскольку ранее они такого требования к «Пегасу» не предъявляли.
В итоге работу оплатит Пентагон. Контракт на перепроектирование этого узла компания получила в августе с.г., его стоимость – 21 млн долл., но поскольку в целом эта работа оценивается в 55,5 млн долл., позже Boeing, судя по всему, получит еще средства.
Причем в упомянутом выше докладе Счетной палаты США и вовсе указано: работы на устранение этой проблемы могут потребовать 3-4 года и до 300 млн долл. (переделке придется подвергнуть 106 самолетов партий 1-8, которые Boeing успеет поставить к тому времени).
Однако с устранением остальных проблем ситуация – совершенно иная, т.к., согласно подписанному контракту, Boeing тратит на устранение недостатков только свои средства.
«Пока что компания потратила более 3,5 млрд долларов собственных средств на оплату доработок с целью устранения выявляемых технических проблем», – подчеркивает в статье US Air Force restricts KC-46 from carrying cargo and passengers, размещенной на сайте издания Defense News журналист Валери Инсинна.
При этом автор статьи напоминает, что стоимость контракта на создание КС-46А составила 4,9 млрд долл. Все расходы, которые выходят за эти рамки, разработчик оплачивает самостоятельно.
Более того, в июле 2019 года ресурс Defense One сообщил, что, оказывается, компания Boeing согласилась с требованием ВВС США «возвращать» заказчику с каждого переданного ему КС-46А до 28 млн долл. (около 20% закупочной стоимости машины), в зависимости от того, судя по всему, сколько проблем на конкретной машине обнаружено и насколько задержана ее поставка. И, по состоянию на июль 2019 года компания вернула заказчику 360 млн долл. за 13 поставленных самолетов.
«Военно-воздушные силы удерживают суммы из платежей, чтобы защитить наши интересы и стимулировать Boeing поставлять KC-46, которые отвечают всем требованиям технических условий, указанных в контракте», – приводит слова официального представителя ВВС США капитана Кары Буси в статье US Air Force Has Withheld $360M – and Counting – For Boeing’s Tanker Woes редактор по глобальному бизнесу Defense One Маркус Вайсгербер.
Впрочем, все это не помешало Boeing получить в 3-м квартале от ВВС США очередной контракт на пятую производственную партию «Пегасов»: законтрактованные 15 самолетов обошлись бюджету в 2,6 млрд долл.
В итоге общий объем законтрактованных КС-46А вырос до 67 машин: первая и вторая партии из 7 и 12 машин соответственно были законтрактованы в августе 2016 года, третья – на 15 машин – в январе 2017 года, а четвертая – на 18 самолетов – в сентябре 2018 года.
«Мы считаем для себя честью выпускать для Военно-воздушных сил танкер следующего поколения и признаем важность этой программы для нашего государства», – подчеркивает вице-президент Boeing и руководитель программы KC-46A Джейми Берджесс, добавив, что этот год был «ключевым для KC-46».
Дальнейшие планы, согласно докладу Счетной палаты США от июня 2019 года, выглядели следующим образом: 6-я партия – 12 самолетов, 7-я – 15, 8-я и 9-я – по 12, 10-я, 11-я и 12-я – по 15, а 13-я – 12 самолетов. Впрочем, по решению заказчика, объем «лотов» может изменяться.
Ну, а под конец осени 2019 года дела у Boeing и вовсе пошли в гору:
- 1 ноября летчики 22-го авиакрыла самолетов-заправщиков с АвБ «Мак-Коннелл» получили уже 16-й по счету «Пегас»,
- а 12 ноября стало известно, что ВВС США одобрили представленный Boeing план по устранению проблемы с креплением грузовых паллет в кабине, который предусматривает установку новых замков крепления на уже поставленные самолеты.
«Boeing и ВВС успешно испытали решение для замков крепления, которое предотвращает раскрытие последних», – заявил изданию National Defense Magazine официальный представитель Boeing Лоуренс Чемберс, отметив, что доработанная система уже прошла испытания в полете и потому «Boeing и ВВС планируют в течение следующих недель установить новые замки на все самолеты KC-46».
Промежуточные итоги программы
В общей сложности по итогам 2019 года компания Boeing передала американским военным 28 новых воздушных танкеров, но в следующем, 2020-м, году поставки «Пегасов» существенно просели: компания смогла передать своему главному заказчику - ВВС США - всего 14 машин!
Причиной тому стали и нерешенные старые и постоянно возникающие новые технические проблемы, и нарушение работы производственно-логистических цепочек в результате ограничений, введенных из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
В общем итоге, таким образом, начиная с января 2019 года и по состоянию на начало 2021 года, компания Boeing поставила на четыре авиабазы ВВС США всего 42 самолета-заправщика.
В течение же первого квартала 2021 года компания передала американским военным еще два самолета КС-46А.
Если же говорить о портфеле заказов на стальной «Пегас», то, по состоянию на начало 2-го квартала 2021 года, компания Boeing получила в общей сложности твердые заказы от ВВС США на 94 самолета (всего же запланировано приобрести 179 машин), плюс твердые заказы от ВВС самообороны Японии на 4 самолета (возможно увеличение до 6), а также, скажем так, "почти твердые" заказы от ВВС Израиля на 8 машин.
Последние два контракта ВВС США разместили в январе 2021 года: первый - на 12 самолетов (6-я производственная партия, стоимость - 1,7 млрд долл.), второй - на 15 самолетов (7-я производственная партия, стоимость - 2,1 млрд долл.).
Впрочем, есть не только радостные, но и печальные вести: согласно проведенным специалистами подсчетам, на начало 2021 года убытки компании по программе КС-46А достигли отметки 5 млрд долл.!
Правда, в первом квартале 2021 года фактически впервые за долгое время компания не получила никаких штрафов и пеней, так что обошлось без убытков по программе КС-46А, что сразу же в лучшую сторону отразилось на финансовых итогах работы военно-космического подразделения компании Boeing за этот отчетный период.
В целом же программа создания и серийной постройки самолета-заправщика нового поколения КС-46А хоть и реализуется достаточно хорошими темпами, но идет это с большим, как говорится, скрипом.
В этом году исполнится 10 лет с того момента, как «Пегас» был выбран в качестве нового воздушного танкера ВВС США, но самолеты пока фактически так и не вышли из стадии опытной эксплуатации, а разного рода технические проблемы возникают с завидной регулярностью и пугающей специалистов частотой.
Это не может не беспокоить командование ВВС, но и сделать ничего летчики не могут: старые танкеры скоро начнут рассыпаться в воздухе. Поэтому ВВС и приходится, стиснув зубы, принимать эти "чудо-самолеты" и заказывать новые. Ну, а как будут развиваться события по этой программе далее – покажет уже только время.