Найти тему
Вахтенный начальникЪ

Стальной «Пегас»: непростая история самолета-заправщика КС-46А. Новые заказы

В ходе программы летных испытаний, завершенной в июне 2018 года, шесть принимавших в них участие КC-46А налетали более 3,8 тыс. часов.

В ходе этих полетов в различных условиях (день, ночь, разные погодные условия и пр.) самолеты выполнили передачу более 4 млн фунтов, то есть порядка 1,8 тыс. тонн топлива на самолеты ряда типов: A-10, B-52, C-17, KC-10, KC-135, KC-46, F-15E, F-16, F/A-18 и F-35A.

"Пегас" готовится заправлять палубный истребитель "Супер Хорнет" (© Фото с сайта Boeing)
"Пегас" готовится заправлять палубный истребитель "Супер Хорнет" (© Фото с сайта Boeing)

Следующим шагом должны были стать испытания нового танкера на совместимость с самолетами B-2 и C-5, но сделать это военные сразу не смогли, поскольку в конце февраля 2019 года американские ВВС приостановили приемку «Пегасов» по причине новой серьезной проблемы, возникшей совершенно неожиданно.

Дело в том, что, как узнали журналисты из оказавшейся в их распоряжении служебной записки Boeing, в передаваемых компанией самолетах были обнаружены забытые инструменты и различный мусор. Причем – во множественном количестве и в разных местах самолетов.

«Пилоты ВВС США, которые находятся у нас и должны проходить обучение летной эксплуатации (КС-46А. – В.Щ.), не могут этого сделать по причине потери доверия к нашей продукции ввиду наличия многочисленных посторонних предметов, которые были обнаружены в различных местах самолетов», – приводило 28 февраля 2019 года содержание записки компании-разработчика издание Seattle Times.

«Это серьезная проблема», – подчеркивалось в служебной записке.

11 марта поставки были возобновлены, но вскоре вновь приостановлены, причем по той же самой причине – наличие посторонних предметов в передаваемых самолетах.

Об этом министр ВВС Хизер Уилсон заявила на слушаниях Комитета по делам Вооруженных сил Палаты представителей Конгресса США.

По словам официального представителя министра ВВС Энн Стефанек, были и другие примеры несоблюдения Boeing «высокого уровня качества и стандартов безопасности», в результате чего 23 марта ВВС решили приостановить приемку новых заправщиков.

В результате всех этих флуктуаций с приемом-передачей «Пегасов» компания Boeing передала заказчику в течение 1-го квартала 2019 года всего семь КС-46А, что стало весьма негативным сигналом, поскольку планами на 2019 год предусматривалась поставка 36 самолетов.

Впрочем, начало 2-го квартала 2019 года принесло Boeing более радостные эмоции: 29 апреля компания получила от ВВС США контракт стоимостью 5,7 млрд долл., согласно которому она обязалась в период до 28 апреля 2029 года выполнять определенный комплекс работ в отношении поставленных летчикам серийных КС-46А.

В течение 2-го квартала Boeing передал ВВС пять «Пегасов», а в 3-м квартале – еще девять.

Среди прочих получателем новых воздушных танкеров стало и 157-е авиакрыло самолетов-заправщиков ВВС Национальной гвардии, дислоцированное на АвБ «Пис». Оно стало первым в ВВС Нацгвардии, начавшим перевооружение на «Пегасы»: роль в этом сыграли и заслуги самого авиакрыла и стратегически важное расположение базы, где оно размещено. Всего сюда решено направить 12 самолетов КС-46А.

Наконец, 13 сентября 2019 года на площадке в Эверетте специалисты Boeing приступили к финальной сборке первого КС-46А для ВВС самообороны Японии. Последние законтрактовали на сегодня четыре такие машины стоимостью по 173 млн долл. за каждую, хотя ожидается, что позже будет размещен заказ еще на два самолета. 8 февраля 2021 года японские летчики выполнили первый полет на своем новом заправщике.

Решение закупить «Пегасы» принял и Израиль. Пока, по данным израильских СМИ, речь идет о восьми самолетах, стоимость которых вместе с сопутствующим оборудованием и снаряжением составляет около 2,4 млрд долл. Оплата будет осуществляться из той финансовой помощи, которую оказывают Израилю американцы.

(U.S. Air Force illustration by Tech. Sgt. Maeson L. Elleman / www.dvidshub.net)
(U.S. Air Force illustration by Tech. Sgt. Maeson L. Elleman / www.dvidshub.net)

Возить людей и грузы – запрещается!

Впрочем, с приходом осени проблемы начались вновь. На этот раз ВВС США запретили использовать КС-46А для перевозки людей и грузов.

Решение такое было принято после того, как с одним из самолетов произошло ЧП: во время очередного дальнего перелета, выполнявшегося в рамках программы оценочных и эксплуатационных испытаний, неожиданно произошло частичное раскрепление размещенного в кабине груза – самопроизвольно расстегнулись замки крепления, расположенные на полу кабины.

По мнению американских специалистов, это создавало опасность того, что во время турбулентности тяжелый груз может сорваться с креплений и травмировать или даже убить военнослужащих либо, что еще хуже, привести к катастрофе.

И хотя проблему выявили только на одном «Пегасе», командование ВВС решило перестраховаться и запретило перевозить грузы и людей на всех машинах до полного устранения проблемы.

Однако это сразу же поставило под угрозу срыва программу оценочных и эксплуатационных испытаний «Пегаса», начатую осенью 2019 года.

«Это многоцелевой самолет, предназначенный для перевозки грузов и людей, дозаправки топливом и выполнения медико-эвакуационных заданий, – подчеркивает в этой связи полковник Дамьен Пикар, официальный представитель Командования воздушных перебросок ВВС. – А если вы не можете перевозить грузовые паллеты и носилочных раненых, то, значит, не можете отработать в ходе испытаний и значительный объем крайне важных задач».

В результате проблема с напольными замками крепления пополнила список тех «болезней детского возраста», которые сопровождают «Пегас». Причем среди них есть и «смертельно опасные», которые относятся к первой категории (Cat-1 deficiency).

Среди таковых наиболее известна проблема с работоспособностью системы дистанционного наблюдения за работой топливозаправочной балки (RVS), которая позволяет осуществлять это по видеомонитору, а не через специальное окошко.

Топливозаправочная штанга КС-46А. Фото сделано во время дозаправки самолета С-17 "Глоубмастер III" (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Daniel Snider / www.dvidshub.net)
Топливозаправочная штанга КС-46А. Фото сделано во время дозаправки самолета С-17 "Глоубмастер III" (U.S. Air Force photo by Staff Sgt. Daniel Snider / www.dvidshub.net)

Boeing пришлось существенно потратиться на доработку как «железа», так и программного обеспечения. Причем, по оценкам западных аналитиков, система RVS будет полностью работоспособна еще не скоро.

Boeing согласилась также доработать топливозаправочную балку с тем, чтобы она могла использоваться для заправки штурмовиков А-10, однако на этот раз виновником стали ВВС, поскольку ранее они такого требования к «Пегасу» не предъявляли.

В итоге работу оплатит Пентагон. Контракт на перепроектирование этого узла компания получила в августе с.г., его стоимость – 21 млн долл., но поскольку в целом эта работа оценивается в 55,5 млн долл., позже Boeing, судя по всему, получит еще средства.

Причем в упомянутом выше докладе Счетной палаты США и вовсе указано: работы на устранение этой проблемы могут потребовать 3-4 года и до 300 млн долл. (переделке придется подвергнуть 106 самолетов партий 1-8, которые Boeing успеет поставить к тому времени).

Однако с устранением остальных проблем ситуация – совершенно иная, т.к., согласно подписанному контракту, Boeing тратит на устранение недостатков только свои средства.

«Пока что компания потратила более 3,5 млрд долларов собственных средств на оплату доработок с целью устранения выявляемых технических проблем», – подчеркивает в статье US Air Force restricts KC-46 from carrying cargo and passengers, размещенной на сайте издания Defense News журналист Валери Инсинна.

При этом автор статьи напоминает, что стоимость контракта на создание КС-46А составила 4,9 млрд долл. Все расходы, которые выходят за эти рамки, разработчик оплачивает самостоятельно.

Более того, в июле 2019 года ресурс Defense One сообщил, что, оказывается, компания Boeing согласилась с требованием ВВС США «возвращать» заказчику с каждого переданного ему КС-46А до 28 млн долл. (около 20% закупочной стоимости машины), в зависимости от того, судя по всему, сколько проблем на конкретной машине обнаружено и насколько задержана ее поставка. И, по состоянию на июль 2019 года компания вернула заказчику 360 млн долл. за 13 поставленных самолетов.

«Военно-воздушные силы удерживают суммы из платежей, чтобы защитить наши интересы и стимулировать Boeing поставлять KC-46, которые отвечают всем требованиям технических условий, указанных в контракте», – приводит слова официального представителя ВВС США капитана Кары Буси в статье US Air Force Has Withheld $360M – and Counting – For Boeing’s Tanker Woes редактор по глобальному бизнесу Defense One Маркус Вайсгербер.
КС-46А "Пегас" (в центре) принимает топливо от заправщика КС-10 "Икстендер", а на переднем плане - КС-135 "Стратотанкер" (U.S. Air Force photo by Petty Officer 1st Class Christopher Okula / www.dvidshub.net)
КС-46А "Пегас" (в центре) принимает топливо от заправщика КС-10 "Икстендер", а на переднем плане - КС-135 "Стратотанкер" (U.S. Air Force photo by Petty Officer 1st Class Christopher Okula / www.dvidshub.net)

Впрочем, все это не помешало Boeing получить в 3-м квартале от ВВС США очередной контракт на пятую производственную партию «Пегасов»: законтрактованные 15 самолетов обошлись бюджету в 2,6 млрд долл.

В итоге общий объем законтрактованных КС-46А вырос до 67 машин: первая и вторая партии из 7 и 12 машин соответственно были законтрактованы в августе 2016 года, третья – на 15 машин – в январе 2017 года, а четвертая – на 18 самолетов – в сентябре 2018 года.

«Мы считаем для себя честью выпускать для Военно-воздушных сил танкер следующего поколения и признаем важность этой программы для нашего государства», – подчеркивает вице-президент Boeing и руководитель программы KC-46A Джейми Берджесс, добавив, что этот год был «ключевым для KC-46».

Дальнейшие планы, согласно докладу Счетной палаты США от июня 2019 года, выглядели следующим образом: 6-я партия – 12 самолетов, 7-я – 15, 8-я и 9-я – по 12, 10-я, 11-я и 12-я – по 15, а 13-я – 12 самолетов. Впрочем, по решению заказчика, объем «лотов» может изменяться.

Ну, а под конец осени 2019 года дела у Boeing и вовсе пошли в гору:

  • 1 ноября летчики 22-го авиакрыла самолетов-заправщиков с АвБ «Мак-Коннелл» получили уже 16-й по счету «Пегас»,
  • а 12 ноября стало известно, что ВВС США одобрили представленный Boeing план по устранению проблемы с креплением грузовых паллет в кабине, который предусматривает установку новых замков крепления на уже поставленные самолеты.
«Boeing и ВВС успешно испытали решение для замков крепления, которое предотвращает раскрытие последних», – заявил изданию National Defense Magazine официальный представитель Boeing Лоуренс Чемберс, отметив, что доработанная система уже прошла испытания в полете и потому «Boeing и ВВС планируют в течение следующих недель установить новые замки на все самолеты KC-46».
Последний полет самолета-заправщика КС-10 "Икстендер", следом за ним в отставку отправится и КС-135 "Стратотанкер", а их место займут новые "Пегасы" (U.S. Air Force photo by Master Sergeant Joseph A. Vigil / www.dvidshub.net)
Последний полет самолета-заправщика КС-10 "Икстендер", следом за ним в отставку отправится и КС-135 "Стратотанкер", а их место займут новые "Пегасы" (U.S. Air Force photo by Master Sergeant Joseph A. Vigil / www.dvidshub.net)

Промежуточные итоги программы

В общей сложности по итогам 2019 года компания Boeing передала американским военным 28 новых воздушных танкеров, но в следующем, 2020-м, году поставки «Пегасов» существенно просели: компания смогла передать своему главному заказчику - ВВС США - всего 14 машин!

Причиной тому стали и нерешенные старые и постоянно возникающие новые технические проблемы, и нарушение работы производственно-логистических цепочек в результате ограничений, введенных из-за распространения новой коронавирусной инфекции.

В общем итоге, таким образом, начиная с января 2019 года и по состоянию на начало 2021 года, компания Boeing поставила на четыре авиабазы ВВС США всего 42 самолета-заправщика.

В течение же первого квартала 2021 года компания передала американским военным еще два самолета КС-46А.

Если же говорить о портфеле заказов на стальной «Пегас», то, по состоянию на начало 2-го квартала 2021 года, компания Boeing получила в общей сложности твердые заказы от ВВС США на 94 самолета (всего же запланировано приобрести 179 машин), плюс твердые заказы от ВВС самообороны Японии на 4 самолета (возможно увеличение до 6), а также, скажем так, "почти твердые" заказы от ВВС Израиля на 8 машин.

Последние два контракта ВВС США разместили в январе 2021 года: первый - на 12 самолетов (6-я производственная партия, стоимость - 1,7 млрд долл.), второй - на 15 самолетов (7-я производственная партия, стоимость - 2,1 млрд долл.).

Впрочем, есть не только радостные, но и печальные вести: согласно проведенным специалистами подсчетам, на начало 2021 года убытки компании по программе КС-46А достигли отметки 5 млрд долл.!

Правда, в первом квартале 2021 года фактически впервые за долгое время компания не получила никаких штрафов и пеней, так что обошлось без убытков по программе КС-46А, что сразу же в лучшую сторону отразилось на финансовых итогах работы военно-космического подразделения компании Boeing за этот отчетный период.

КС-46А "Пегас" может использоваться и в качестве транспортного самолета, а также медико-эвакуационного (U. S. Air Force photo by 2nd Lt. Daniel de La Fé / www.dvidshub.net)
КС-46А "Пегас" может использоваться и в качестве транспортного самолета, а также медико-эвакуационного (U. S. Air Force photo by 2nd Lt. Daniel de La Fé / www.dvidshub.net)

В целом же программа создания и серийной постройки самолета-заправщика нового поколения КС-46А хоть и реализуется достаточно хорошими темпами, но идет это с большим, как говорится, скрипом.

В этом году исполнится 10 лет с того момента, как «Пегас» был выбран в качестве нового воздушного танкера ВВС США, но самолеты пока фактически так и не вышли из стадии опытной эксплуатации, а разного рода технические проблемы возникают с завидной регулярностью и пугающей специалистов частотой.

Это не может не беспокоить командование ВВС, но и сделать ничего летчики не могут: старые танкеры скоро начнут рассыпаться в воздухе. Поэтому ВВС и приходится, стиснув зубы, принимать эти "чудо-самолеты" и заказывать новые. Ну, а как будут развиваться события по этой программе далее – покажет уже только время.

Начало статьи:

Стальной «Пегас»: непростая история самолета-заправщика КС-46А. Часть 1

Стальной «Пегас»: непростая история самолета-заправщика КС-46А. Часть 2