Как я уже писал ранее, после 1945 года в среде нацистов начался интеллектуальный поиск новых путей. Было очевидно, что старые концепции в новой ситуации неприменимы, а потому требовалось изобрести нечто новое, отвечающее моменту. Пока одни нацисты, как Рёмер или Скорцени, пытались изобрести интернационал нацизмов - та самая концепция третьей силы, где в центре всей конструкции была Германия и куча пронацистских союзников, объединённых нежеланием подчиняться СССР и США, ну, и ненавистью к евреям, конечно же. Другие видели в подобном возврате к множеству локальных национализмов шаг назад. Немецкие нацисты 30-х ведь не просто так сместили акценты с немецкой идентичности, важной в начале их пути, к расовой-арийской. Да, в рамках нацизма Гитлера немцы всё равно были выше в своём положении, нежели прочие арийцы, но это в определённой степени позволило создать базу для объединения нацистов разных стран в единое движение, поставив на первый план борьбу за общие интересы расы, а не отдельных народов. Правда искусственность арийской расы оказалась и слабым местом всей концепции – немцы всё ещё воспринимали себя немцами, а не арийцами, в большинстве своём. Арийская идентичность явно не приживалась, а значит, следовало найти другую. Это и сделал в 60-е Жан Тириар – человек, создавший европейский национал-большевизм.
Как и у многих европейцев, путь Тириара к нацизму был причудлив. Он родился в Бельгии в 1922 году и, будучи подростком, увлекался левыми идеями, даже участвовал в социалистической молодёжной организации. Но всё изменилось после того, как его мать развелась с его отцом и вышла замуж за еврея. Сын не понял такого поворота событий, ещё больше он не понял, когда новый отец начал учить его идишу. Тут у молодого Жана бомбануло, и он всем сердцем возненавидел евреев, из-за чего сменил и политическую ориентацию, вступив в местное нацистское движение. Во время войны Тириар тренировался в одной из школ диверсантов, подчинённых Отто Скорцени, за что после войны отсидел в родном отечестве 3 года. Выйдя из тюрьмы, Жан занялся оптометрией, где вскоре добился успехов и стал главой Европейской федерации оптометристов. Но увлечение идеями нацизма он не бросил и в своих поездках по Европе встречался с многими из своих соратников, например своим кумиром – Отто Скорцени. Поворотным моментом для Тириара стал 1960-й год, когда правительство Бельгии анонсировало уход из Бельгийского Конго. Для Жана это был позорный момент – белый, цивилизованный европеец, отступал под нажимом каких-то дикарей. В том же году Тириар создаёт организацию «Движение гражданского действия» через которую поддерживает колонистов, готовых сражаться с «нелегитимным чёрным правительством Лумумбы». В рамках этой деятельности он заводит связи с алжирской «Секретной армейской организацией», но и борьба бельгийских и французских колонистов заканчивается проигрышем.
Именно в этот момент Тириар в открытую порывает с немецкой версией нацизма: в своей борьбе с «западом» немецкие наци активно поддерживали всякого рода антиколониальные движения, что по мнению Тириара было ударом по самой Европе. Бельгиец считал, что сама борьба с США и СССР была необходима, но не любыми средствами и уж тем более, не в ущерб общеевропейским интересам. А интересы эти одни – нацизм должен сделать третьей силой не Германию, а всю Европу, как носителей истинных ценностей. Именно эти мысли он изложил в своём манифесте:
«США и Советская Россия терпят незрелую, слабую Европу. Мы же хотим настоящей, сильной Европы… Мы обращаемся к людям, готовым умереть за такую Европу… Из Европы пушек и воли возникнет Европа прекрасных замыслов и салонов… Европе надо в сто раз больше солдат, чем юристов, в сто раз больше лидеров, чем реформаторов… Европа станет Четвертым рейхом, протянувшимся от Бреста до Бухареста… Наша партия — это последний шанс для Европы!»
Для продвижения идей «правильного нацизма» Тириар создаёт журнал «Молодая Европа» —так назывался журнал СС для молодёжи. А в 1964 году он выпускает программный труд «Европа — империя 400 миллионов людей», где он осуждает и коммунистов, и западных либералов, и застрявших в прошлом нацистов со всякого рода правыми. В своём видении будущего он отрицает западные ценности, настаивая, что сильная Европа может быть только авторитарной, свободный рынок должен быть жёстко зарегулирован и присутствовать только в гражданской сфере, при этом он призывал европейцев вспомнить, что это им мир обязан современной цивилизацией, они создали западную культуру, а не всякие цветные унтерменши. На обвинения в нацизме Тириар со смехом отвечал, что он вне право-левого спектра, а в «авангарде центра», над самой шкалой.
На призыв Тириара, как ни странно, откликнулось много молодёжи и движение «Молодая Европа» имело свои отделения во всех европейских странах, в том числе, даже за железным занавесом. В качестве первостепенной цели Тириар ставил избавление Европы от влияния США, как наиболее опасного, так как оно проникало мягко и незаметно, подменяя собой исконную европейскую культуру. При этом он призывал сделать ставку не на антиколониальные силы, а на поддержку фашистских латиноамериканских режимов и негров в США, заставив американцев отвлечься на свои внутренние дела. То же он мыслил и в отношении СССР, где в качестве главного союзника видел маоистский Китай. Причём призывы эти Тириар делал вполне открыто, считая, что страны Запада и Востока сами могут выполнить за него часть работы. Такая позиция была в целом созвучна той, что была и у прочих нацистов, правда это был реально тактический союз, ни в какие блоки «неприсоединившихся» после победы в Европе звать никого из них он не собирался, более того Китай Тириар вообще воспринимал как одну из ключевых угроз для Европы (sic!). Но и это не всё. Все эти тактические ходы были лишь прелюдией к главному – восстанию в Европе для установления там нового порядка. По мысли Жана правым и левым требовалось объединиться с целью свержения прогнивших либеральных проамериканских режимов, что нанесло бы непоправимый урон репутации и влиянию США. Для этого достаточно было одной страны, после чего остальные повалились бы, как костяшки домино.
Причём, не стоит считать Тириара сумасшедшим, на его глазах во Вьетнаме сначала обломали зубы об партизан Франция, а потом и могучие США. И вот такой Вьетнам, но европейский, и нужен был. Логика тут была проста – на каких-то гуков всем было глубоко насрать, а вот успешное восстание против США в Европе стало бы такой звонкой пощёчиной, от которой весь западный мир мог бы и не оправиться:
«Вся Европа, от Стокгольма до Неаполя, должна в течение 48 часов узнавать об убийстве очередного американца. Единство Европы наступит только тогда, когда во всех ее концах погибнет от 200 до 300 американских оккупантов. Их гибель докажет, что обратного пути нет».
Правда, для организации замысла нужны были деньги, оружие и боевики. И если с последним проблем не было, то второе без первого достать было непросто. Поэтому Тириар попытался обратиться к китайцам, но те дали понять, что не заинтересованы в революционном подполье в Европе. Тогда он сделал тур по арабским странам, но и там никто не выразил энтузиазма, кроме иракцев, которых быстро одёрнули советские представители. Единственное, о чём удалось договориться – это о тренировках боевиков его движения вместе с «Организацией освобождения Палестины». Но и здесь сотрудничество не вышло долгим и 150 боевиков, отправленных тренироваться в Палестину, из-за разлада между палестинцами и Тириаром, в скором времени вернулись домой. Отто Скорцени, к которому после турне обратился за помощью Тириар (это к слову о том, что Тириар порвал с тру нацизмом) , посмеялся над молодым человеком и сказал, что создать партизанскую армию в Европе – бессмысленный план, если уж немцам это во время войны не удалось…
Тириар стойко принял удар и решил на время отойти от политики. Но его последователи никуда не делись, начав действовать самостоятельно. Что характерно, наибольший след его идеи оставили в Италии. Так Ренато Кручио, бывший членом «Молодой Европы» стал одним из лидеров «Красных бригад» в Италии – левых боевиков, совершавших нападения на чиновников и политиков. Клаудио Мутти был одним из сподвижников полковника Каддафи в Ливии и основал несколько организаций радикального антиеврейского характера. Ну, а самым, наверное, забавным стало появление в Италии национал-маоизма – лютой смеси идей Мао и Тириара с просто великолепными лозунгами: «Да здравствует фашистская диктатура пролетариата!» и «Гитлер и Мао едины в борьбе!». Что опять же характерно, сам Тириар от этих движений открещивался.
В конце 70-х Тириар снова вернётся на политическую сцену на фоне разрядки между Китаем и США. За это время он сместится ещё больше влево и будет немало подвергаться критике со стороны ультраправых.
«С 1935 года, Москва стала намного более русской, нежели коммунистической… Инстинкт самосохранения в свое время перевесит все идеологические соображения, и Россия вынуждена будет обратиться к европейцам, чтобы спастись от желтой крови… Европа вернется к политике Бисмарка, установившей связи между Берлином и Петроградом. Когда это случится, расовые границы Европы совпадут с ее политическими границами».
Мысли эти были не новыми и, в том или ином виде, повторялись Тириаром и ранее, но в книге «Евро-советская империя от Владивостока до Дублина», вышедшей в 1984 году, они обрели новое наполнение. СССР больше не виделся Тириару врагом Европы. Наоборот, рассматривая процессы внутри СССР, Тириар заключил, что между политической системой Союза и «прекрасной Европы будущего» не то, чтобы и большая разница. Следовало сделать небольшие косметические поправки (например, отказаться от марксизма и насаждения собственной идеологии за рубежом), но при этом сохранить внутреннюю суть: социальное государство с сильной централизацией и формирование новой европейской нации. [Тут стоит отметить, что Тириар видимо плохо себе представлял внутреннее устройство СССР, иначе он бы увидел, что пока одной рукой Москва создавала нового советского человека, другой она подпитывала местный национализм в нацреспубликах.] И тогда, Европа и СССР могли и должны были объединиться в единую империю, так как только так их совокупной мощи хватило бы, чтобы выиграть схватку с США и Китаем. Идея Евро-советской империи не прошла незамеченной мимо советского руководства. Книги Тириара были переведены на русский и, несмотря на ограниченность их распространения, в 90х станут одной из основ уже для отечественных адептов национал-большевизма и «третьего пути». Можно утверждать, что и в Европе идеи Тириара не были забыты и в чём-то ЕС повторил путь, предсказанный бельгийским мыслителем.
P.S. Автор осуждает нацизм во всех его проявлениях.
Автор - Владимир Герасименко