Как признаются сами представители семьи Райских — Соболь, раньше в школах работало куда больше династий. Но вряд ли хоть одна из них могла бы посоревноваться в стаже с их семьей. Он насчитывает 850 лет: в четырех поколениях семьи было около тридцати (!) учителей.
История династии началась с Анастасии Макаревич. Она работала в школе еще до войны, преподавала в городе Коломна. Не ищите его на белорусских картах: он находится в России, под Москвой. Анастасия Макаревич воспитала сотни школьников и дожила до глубокой старости. Со столетием ее лично поздравлял Владимир Путин. В подарок преподнес «Войну и Мир». Анастасия Макаревич еще успела перечитать знаменитое произведение Толстого: педагог умерла в возрасте 103 лет.
— Мне посчастливилось познакомиться с ней лично. Очень интересная женщина! Она до последнего читала, очень любила писать письма, — вспоминает ее внучка Ирина Соболь. — Причем писала без единой ошибки. Благодаря ей мы смогли восстановить семейное древо. Помнила каждого родственника!
У Анастасии Макаревич была племянница Роза. Она выбрала тетину профессию, стала учительницей начальных классов. По распределению отправилась в деревню Васевичи Дятловского района. Там же встретила будущего мужа Эдуарда Рудика, тоже педагога. С этой пары началась белорусская ветка династии. Указание на Беларусь не случайно. Германия, Литва, Эстония, Россия — во всех этих странах преподавал педагогический род.
Ирина и ее брат Владимир пошли по стопам родителей. Причем сын, как и отец, стал учителем истории, работал в гимназии №3 Молодечно. Ирина стала преподавать белорусский язык и литературу в Березино. Профессия свела ее с будущим мужем — Владимиром Соболем, долгое время возглавлявшим УПК Березинского района.
Прошло время, росли внуки учителя Эдуарда Рудика. Когда наступил момент выбора профессии, они тоже выбрали педагогику. Внучка Ольга Райская преподает в школе № 14 Молодечно.
— Если честно, про другую профессию даже не думали, — рассказывает Ольга. — Ведь мы росли в учительской среде. Даже играли только в школу!
В постоянных мыслях о школе жили и представители старшего поколения. Ирина Соболь вспоминает:
— Когда к моей маме приезжала сестра, — она тоже работала учителем — то перво-наперво они отправлялись в школу и делились друг с другом наработками. Затем шли домой — и вели беседы уже о своих детях.
Представители династии признаются: профессия накладывает отпечаток на семейные отношения.
— Дома иной раз ведешь себя, как в школе. Проявляется та самая строгость. Она есть как на уроках, так и дома.
Сказать однозначно, почему все их родственники — даже самые далекие кузины — выбирали профессию учителя, сложно. Но они уверены: хорошие педагоги — только неравнодушные, умные и образованные люди.
Слушая педагогов, видя, как сияют их глаза, невозможно не возвращаться к мысли о том, что привлекать достойных специалистов в школу нужно в том числе достойной оплатой труда. Ведь часто именно в школе можно получить ту базу знаний и опыта, которая будет влиять на всю последующую жизнь. Вкладывая в образование, вы инвестируете в будущее — и об этой истине забывать нельзя.
Автор статьи: Екатерина Сиводедова
Автор фото: Вячеслав Цуранов