Сегодня мы с Вами снова перенесемся на север на шей Родины - далеко за Полярный круг, на остров Кильдин, который находится в Баренцевом море. Здесь, посреди холодного и соленого моря, на клочке земли протяженностью около 17 километров, можно наблюдать совсем другую Россию, которая не похожа ни на что другое.
Можно даже сказать, что время здесь застыло, причем где-то в далеком прошлом, когда военные покинули это место, оставив всю свою технику, поселки и некогда секретные объекты на растерзание природе и немногочисленным мародерам.
Наш путь через весь остров занял около недели. Мы заходили в каждый городок, заглядывали во все здания и старались посетить все военные подземные сооружения, которые только можно найти на этом острове.
Путь через весь остров представляет из себя одно большое кольцо, которое проходит по верхней точке острова с севера, спускается на западе к морю и идет по южной точке острова вдоль моря на восток, снова поднимаясь на крутые сопки, и так по кругу.
Дорога - простая грунтовка, выложенная булыжниками. Когда-то давно по ней передвигались военные на огромных ЗиЛах, УрАлах и гусеничной технике.
Также на острове присутствует достаточно загадочный участок дороги, называют его - Кильдинский ГУЛАГ или золотой километр Рокоссовского. Это фрагмент дороги, вымощенной булыжником, начинающейся ниоткуда и ведущей в никуда. В былые времена на острове работали в тяжелейших условиях заключенные: они строили здесь штольни под вооружение, они же мостили и эту дорогу, но так и не закончили ее.
Остров хранит в себе десятки неразгаданных загадок - как простых, так и сложных. Одна из таких загадок - зачем на необитаемом острове вдоль дорог установлены тысячи бочек, набитых камнями, из которых на несколько метров вверх возвышаются деревянные брусья и палки?
Бочки эти разбросаны на протяжении всей дороги на острове. Расстояние между ними - всего пару десятков метров. С виду - обычная ржавая бочка из-под топлива или продовольствия, с открытой крышкой. Внутрь бочки установлена железная или деревянная палка, которая присыпана острыми камнями, набранными явно здесь же, на дороге.
Бочки сильно поржавели. Часть из них искорежена, по всей видимости, они не раз принимали на себя удар от автотранспорта, который двигался по этим дорогам, перевозя топливо и провизию с одной части острова на другую.
Иногда можно заметить проложенный прямо по тундре кабель, который, скорее всего, тянется с одной стороны острова на другую. Наверняка он соединяет две военные части между собой. Скорее всего, это связь, а может, и электричество.
Бочки установлены на всем пути, а это примерно 40 километров дороги. Сначала мы подумали, что это некие опоры электропередач, потом думали, что это, скорее всего, освещение, но оказалось все намного проще.
Мы разобрались в вопросе и рассказываем Вам, зачем все это было нужно.
Лето на острове длится не долго - всего 3 месяца в году. Большую часть времени остров покрыт огромным слоем снега и льда. В сильную пургу дороги засыпает настолько, что найти ее будет просто не реально, поэтому еще во времена СССР вдоль дорог были установлены вот такие нехитрые ориентиры в виде бочек с торчащими из них палками. Чтобы бочка не переворачивалась, ее плотно набивали камнями, заодно они удерживали ровно палку, которая торчала из-под снега и давала технике и водителю понять, в каком направлении двигаться дальше.
Вот такая интересная и простая навигация была во времена, когда о навигаторах и мечтать не приходилось. Все банально и очень просто.
А мы продолжаем изучать этот далекий и таинственный остров. Впереди Вас ждет еще множество интересных статей про север и его прекрасные, но, к сожалению, заброшенные места.
Кильдин - это такое место, где обычные законы не действуют, где есть некие "магические" вещи, которые трудно объяснить даже научным языком.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы про поход на остров Кильдин Вы можете посмотреть в подборке: