Имя погибшего Сергея Грицевца носило Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Но в свое время смерть Грицевца советские власти афишировать не спешили. Дело в том, что первый дважды Герой Советского Союза, не раз бывавший на волосок от гибели во время ожесточенных боев в Испании и на Халхин-Голе, ушел из жизни в результате нелепого стечения обстоятельств.
Герой с завода
Сергей Иванович Грицевец появился на свет в 1909 году в белорусской деревне Боровцы. Однако его детские годы прошли в пристанционном поселке Шумиха Курганской области. Именно здесь, как указано в сборнике «Кто есть кто. Зауралье на пороге XXI века» (Зауралье, 2001 год), у Сергея Грицевца зародилась мечта стать военным летчиком. Вот только осуществилась она далеко не сразу. Некоторое время после окончания семилетки будущий ас работал на железной дороге в Шумихе, но потом перебрался в город Златоуст, где его жизнь и сделала крутой поворот. В Златоусте Грицевец трудился на заводе, учился в металлургическом техникуме и занимался комсомольской работой.
Именно по комсомольской путевке в 1931 году активист и был направлен на учебу в Оренбург в школу военных летчиков. Через 5 лет, уже будучи летчиком-истребителем, Сергей Грицевец поступил в школу воздушного боя и высшего пилотажа в Одессе. Если верить изданию «Авиация и космонавтика» (1973 год), после окончания упомянутой школы Грицевец отправился добровольцем в Испанию. Там он совершил 88 боевых вылетов и в общей сложности сбил 30 самолетов противника (6 из них лично, остальные – в составе группы). Зимой 1939 года Сергей Грицевец был впервые удостоен звания Героя Советского Союза.[С-BLOCK]
Подвиги на Халхин-Голе
В конце мая того же 1939 года Сергей Грицевец был направлен в район боев на Халхин-Голе. Там Грицевец тоже отличился не единожды. Как пишет Николай Румянцев в своей книге «Герои Халхин-Гола», однажды в разгар одного из боев Сергей Иванович увидел, как на хвост самолета его коллеги Леонида Орлова «присел» вражеский истребитель. Сам Орлов в пылу сражения этого не заметил. Поэтому Грицевец недолго думая пошел на японца в лоб. Противник, не выдержав напряжения, взмыл вверх. Советский летчик открыл огонь по японской машине. Враг притворившись, что подбит, ушел в крутое пике. Однако Грицевец знал об этой хитрой уловке и, догнав японский самолет, расстрелял его. Японец так и не успел выйти из пике, врезавшись в землю.
Но самый громкий подвиг Сергей Грицевец совершил летом 1939 года. Как утверждает Сергей Ворожейкин, автор книги «Истребители», в тот июньский день японцам удалось подбить самолет командира 70-го истребительного полка Забалуева. Майору ничего не оставалось как спуститься на парашюте на вражескую территорию. Все это произошло на глазах Грицевца. Сергей Грицевец и здесь долго не раздумывал: он просто приземлился рядом с Забалуевым и на глазах у японцев, пытавшихся их обоих взять живыми, посадил в самолет командира и был таков. Этот был первый подобный случай в истории отечественной авиации. Неудивительно, что летом 1939 года Сергей Грицевец стал Героем Советского Союза во второй раз.[С-BLOCK]
Нелепая гибель
Однако награды не спасли Сергея Грицевца от нелепой гибели. По словам Алексея Степанова, автора издания «Развитие советской авиации в предвоенный период», за несколько часов до трагедии Грицевец отправил из Смоленска своей беременной жене телеграмму: «Долетели благополучно. Приступаем к работе. Не волнуйся. Жди письмо. Целую крепко. Твой Сережа». Тогда в сентябре 1939 года Сергей Иванович был назначен советником в истребительную авиабригаду, базировавшуюся в Орше. 16 сентября Грицевец был на заседании Военного совета в Минске. На аэродром под Оршей он вернулся уже в сумерках.
Вторым на посадку шел тоже летчик-«испанец» Петр Хара. Хара сел с другой стороны аэродрома, не увидев выложенную букву «Т». Его самолет врезался в машину Сергея Грицевца. Хара получил тяжелые травмы, а Грицевцу винтом отсекло голову. По утверждению М.А. Жирохова, автора книги «100 великих асов авиации», советское правительство, понимая, что нелепая гибель известного летчика может вызвать ненужные кривотолки, никого не известило о случившимся. Не знали об этом даже родственники Сергея Ивановича. Дважды Героя Советского Союза не повезли на родину, а похоронили неподалеку от злополучного аэродрома. Неприметную тумбочку на могиле Грицевца заменили на положенный по статусу бюст только в 1958 году.