Планы Турции по расширению своего влияния ни для кого не секрет. Этим замыслам не один год и они давно уже воплощаются на практике. Карабахский конфликт последнее тому подтверждение. Там Турция сыграла роль не только поставщика беспилотников и консультантов, но и была куратором боевых действий со стороны победителей.
Тенденцию к росту связывают исключительно с Эрдоганом, но истоки гораздо глубже. Все как-то благополучно забыли войну на Кипре, в результате которой Анкара забрала северную часть острова под свой контроль. И события эти были намного раньше нынешнего руководства турок. 1974 год, почти юбилей.
Очень знаковые, кстати, события. Когда турецкие войска высадились на Кипре, никто из союзников Греции странным образом не помог ей в борьбе за исторические интересы.
Ничего не напоминает? Нечто подобное мы наблюдали и в Карабахском конфликте по отношению к Армении. Со стороны тех, кто еще недавно ее поддерживал, кроме слов солидарности ничего не последовало.
Это был сигнал не только малым союзникам, но и самой Турции. Ей дали понять, что мешать в продвижении ее интересов никто не будет.
За кадром этих событий осталось еще кое-что важное. Решение о невмешательстве было связано не только с волей нескольких государств, но и невозможностью этих стран так уж сильно противостоять Турции. У нее есть армия и подконтрольные военные формирования. Что в этом смысле есть у Европы, большой вопрос. По потешным учениям вдоль границ России этого не определишь.
А главное, конфликт происходил не в самой Европе, а где-то на периферии. Следующие интересы Турции вроде как еще дальше. Это Центральная Азия и Ближний Восток с севером Африки. Вся эта чужестранщина интересует Европу только в одном контексте – держаться от нее подальше. После наплыва мигрантов в дружбу с восточными регионами европейцы наигрались до аллергии. Самим бы отбиться.
Единственное исключение видится лишь с Украиной. Там присутствие Турции наверняка приветствуется Европой. Есть возможность с помощью беспилотников и военных специалистов, уже проверенных в Карабахе, решить надоевший конфликт в Донбассе. Разгребать проблемы чужими руками легче.
Все это выглядит точечно и не опасно. Тем более что Турции сейчас актуальней Центральная Азия. Там идет серьезная перестановка фигур. США уходят из Афганистана, что-то малопонятное в среднеазиатских республиках. Все эти страны самая динамичная часть ближайшей к Турции географии. Этносы схожие, религия одинакова, управленческие кланы недавние.
Так происходящее выглядит со стороны.
А между тем события назревают в самой Европе. Можно сказать, они уже идут, но то, что мы видим, еще прелюдия. Речь о мигрантах. Если кто-то думает, что проблема с ними решаема, он скорее всего заблуждается. Выхода нет, критическая норма противоречий между двумя мирами, оказавшимися в одном пространстве, уже превышена. Попытка захвата самой процветающей «страны дураков» теперь вопрос времени. И страна эта – вся Западная Европа.
Какое отношение это имеет к Турции? Отдаленное и не очень. Тут целая россыпь причин.
Вначале самая очевидная. У большинства мигрантов единое вероисповедание с Турцией. Однако при этом не существует единого центра влияния. Считается, что он как бы есть, но представлен не явно, что чревато весьма разрозненными ситуациями. Титульный лидер когда-нибудь может понадобиться - хотя бы для представительских функций. И здесь позиция Турции самая сильная. В отличие от остальных кандидатов ее сложно прижать арестом счетов и другими привычными акциями. Ее самодостаточность намного выше других. Армия тоже.
Вторая причина тоже весьма интересна. Это турецкая диаспора в Германии. Она самая многочисленная в этой стране. А Германия главное государство в Евросоюзе. Соотношение этих двух величин серьезно по умолчанию.
И третья причина, оценивать которую сложнее всего. Она в том, что Турция уже когда-то завоевывала Европу. Скажется ли это на возможных событиях, понять нельзя. Но что есть, то есть. На Балканах бывший турецкий анклав сохранился аж в четырех государствах. Это несколько миллионов человек со своими армиями, так, на минуточку. Понятно, что настроения в протурецком регионе Европы самые мирные. Солнце, воздух, народные гуляния. Но все ведь помнят славные времена.
А что сама Турция? Ей в нынешней ситуации в общем-то ничего не надо. Она сидит у реки и спокойно ждет, когда останки дружественной Европы проплывут мимо.
Или не проплывут. Спешить некуда.
Такие вот домыслы на кофейной гуще, которые я лично считаю занятными, не более. Но глядя на нынешние дела, в голову они почему-то приходят.
Сбудется или нет, посмотрим. Все мы пылинки истории.