Лунный туризм. Каким он будет через 200 лет?
Уже почти неделю мы находимся на Луне. Местное время перевалило за полдень. Солнце почти в зените. Утром, убирая заслонки с окна нашего номера, щуришь глаза от ослепительно-серых сопок. Тени куда-то попрятались, пейзаж стал более монотонным и неопределённо-расплывчатым. Предыдущие два дня мы оставались на базе. Отдыхали от поездок, готовились к большому походу в глухие районы, расположенные в паре сотен километров севернее Королёвской.
Вечером перед выездом мы решили сходить в бар "Эйммарт", расположенный на дальнем от нас краю комплекса, на туристической базе "Земляничная".
Снова пришлось топать многие километры по крытым галереям. Как я заметил, траволатор работал в них редко, только два раза в месяц, когда осуществляются рейсы с Земли и на Землю, и заезжает много людей с багажом. В обычное время - это малолюдная сумрачная территория с прохладным воздухом, где хорошо совершать пешие прогулки. Вахтовое население станции, после рабочего дня любит прогуляться пешком до туристических баз и обратно, восполняя таким образом недостаток физической активности. При пониженной гравитации, организму требуется физическая нагрузка, поэтому на спорт и прогулки персонал тратит значительную часть свободного времени.
Кстати, на всех туристических комплексах есть небольшие аутентичные кафе и бары, в отличие от собственно Королёвской, где находится лишь одна большая столовая. Согласно положению о вахтовом методе работы, работники, подписавшие на несколько лет контракт с РЛЭ, проводят 6 месяцев на Луне и 6 на Земле, на межвахте. Во время лунной вахты раз в неделю предоставляется выходной день. Поэтому многие не упускают возможности перед выходным посидеть в баре. Можно и в рабочий день, но в начале смены работники проходят медкомиссию. Если содержание алкоголя превысит установленный уровень, то с таким работником разрывается контракт, за которым следует отправка на Землю ближайшим рейсом. Обычно, такое случается крайне редко, космонавты держат себя в рамках.
В "Эйммарте" было многолюдно. Космонавты расслаблялись после рабочей недели. На Маринку повышенное внимание. Сразу расспросы, кто такая, откуда... Не слишком мне нравились такие "выходы в свет". Хотя отведать лунную кухню было интересно. Реголит мало подходит в качестве минерального субстрата для выращивания растений, Для подобных целей дробится вынутая из недр порода. И, конечно, привезённые с Земли удобрения делают своё дело. Здесь мы пробовали различные чудеса селекционной работы. Пониженная гравитация позволяет выращивать нереально крупные плоды. Может быть, дело и не в гравитации. Не могу сказать.
Готовят на Луне хорошо. Голодными мы никогда не были, всё очень вкусно. А вот с местными мясными продуктами не очень. Хотя, на китайских станциях чего только нет. Фермы, форелевые хозяйства. Да и вообще, у нас сложилось впечатление, что китайский турист летает на соседнюю планету в-основном, ради лунной кухни.
Бар с алкоголем тоже хорош! Лунная горькая - это классика жанра. Из вин заслуживает упоминания игристое Нектарское, выращенное из винограда агрокомплекса европейской станции Галилео, расположенной в Море Нектара. Собственно на Королёвской есть минипивоварня, на которой производится несколько сортов пива из местных злаковых культур. Нечто похожее на тепличное хозяйство можно увидеть по дороге на ДРСУ 50-й км.
Наконец, настал день нашего самого большого лунного приключения. Рано утром я, Серёга, Маринка и Палыч, геолог с Королёвской, собрались в транспортном цехе. Остальные ребята всё-таки поехали к месту посадки "Луны-24" и по другим историческим местам. Вообще, девчонок мы брать с собой в пеший поход не собирались, но Маринка напросилась с нами, заявив, что спортивный туризм это одно из её увлечений.
Гигантский тягач находился на грунте, за пределами ангара. На него уже были погружены контейнеры, предназначенные для станций и баз вдоль Восточного лунника, а также для российской станции Демокрит в Море Холода. Мы погрузили своё снаряжение - тачки, баллоны со сжатым тримиксом, баллоны с водой, компрессор, аккумуляторы, гермоткань в отдельный контейнер. С собой в рюкзаках были продукты, а также нательное бельё. Как мы всё это потащим?! Стараемся об этом не думать.
Через шлюзовый отсек мы вышли на поверхность и взошли по трапу на тягач. Его экипаж уже был на месте, гоняя двигатель на холостом ходу, и проверяя системы жизнеобеспечения. Так же, через шлюзовую камеру, прошли во внутренние помещения тягача. Сняли скафандры. Экипаж провёл нас к свободным каютам. На борту уже находились несколько пассажиров, которые, как и мы, должны были сойти по пути. В свою очередь, несколько человек нужно было подобрать по дороге и доставить на Демокрит. Затем, в лунной Арктике, в прицеп тягача будет загружено несколько тысяч тонн ледяных блоков, которые будут доставлены на Королёвскую и по другим лунным базам.
Реактор вышел на номинальный режим, и тягач плавно стронулся с места. На ум пришли строчки древней песни "Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда..." Определённое сходство с морским судном действительно имело место быть. Мы величаво "плыли" по узкой и извилистой равнине Моря Змеи, словно по морскому заливу. Гигантские гусеницы тягача гасили все неровности дороги, можно было спокойно передвигаться по коридорам и трапам внутренних помещений. В каюте на столике стояли стаканы с чаем, ничего не расплёскивалось. Впрочем, Палыч лишь усмехнулся. Говорит, подождите, - в умеренных широтах есть перевал Геркулес, вот там дорожка так дорожка! Всё, что не пристёгнуто - летает по салону. Передвигаться по тягачу, только держась за поручни и спать пристегнувшись к койке.
Но здесь, на первых десятках километров от главной российской базы, Восточный лунник был в идеальном состоянии. Небольшие кратеры были засыпаны толстым одеялом реголита, гряды и откосы срезаны. Взобравшись на верхнюю палубу я оглянулся назад, ожидая увидеть огромный столб пыли. Удивительно, но наша тысячетонная махина практически не оставляла после себя никакого "кильватерного" следа! Оказалось всё просто. Если в земной атмосфере пылинки подхватываются турбулентностями за движущимся транспортным средством, и долго потом оседают на поверхность, то здесь, в вакууме, они летят по баллистическим траекториям. Не составляет особого труда их гасить выдвижными щитками и электростатическими методами.
Мы всей компанией собрались в каюте и смотрели в иллюминатор. Мимо проплывали склоны горного массива. Палыч нам рассказывал о здешних местах и особенностях лунной топонимики. Так как кратеров на Луне ну очень много, то картографы прошлых веков дали название лишь самым крупным. А россыпи вокруг них кратеров помельче, назвали так же, но с добавлением буквенного индекса в конце. Наподобие звёзд в созвездии, ранжированных по яркости (альфа, бетта, гамма и т.д.). В окрестностях Королёвской крупнейший кратер Эйммарт. Соответственно, окрестные кратеры названы Эйммарт А, Эймарт В и т.д. Совсем мелкие - Эйммарт AD, Эйммарт BF и т.д. За прошедшее время, с появлением постоянных обитаемых баз, многие подобные кратеры (и другие детали рельефа) приобрели вторые названия. В подавляющем большинстве случаев, созвучные буквенным индексам. Например, Эйммарт К, расположенный рядом со станцией, конечно же Королёвский, в честь станции. Эйммарт В - Богатый, DA - Дальний. Я спросил, - а почему Эйммарт С так и остался "Си"? На что Палыч ответил, что Си - это Sea, морской, стало быть. Он и на самом деле необычен тем, что шмякнулся в Море Кризисов, когда лава ещё не успела толком застыть. Оттого кольцевой вал у него, словно потонувший, а дно с застывшими волнами деформации, выраженными в рельефе грядами холмов.
Слева показался извивающийся высокий зазубренный горный хребет - кольцевой вал кратера Эйммарт А. "Ну вот, уже Анаконду проезжаем", сказал Палыч. "Почему так назвали?" - А, ну так мы же сейчас находимся в Море Змеи!
За Анакондой наш тягач притормозил возле базы дорожников. Сгрузили им один из контейнеров бортовым краном и покатили дальше. Палыч предложил нам сходить в рубку, на что мы с восторгом согласились. Мы прошли по коридору, взошли по трапу наверх и попали на самый настоящий капитанский мостик. Отсюда был прекрасный обзор. Водитель, "капитан" нашего "корабля", гостеприимно рассадил нас по соседним креслам. Напротив его рабочего места была "стеклянная кабина", вся информация выводилась на дисплеи. Практически, как в космолёте! В данный момент тягач управлялся авторулевым, по спутниковой навигации. На дисплеи выводилась скорость, текущее местоположение, пройденное расстояние, углы крена по продольной и поперечной оси, механическое напряжение в силовом наборе и ответственных узлах. Отдельным блоком, за соседним креслом механика, выводилась информация о реакторе, генераторах и тому подобном. Можно было узнать кабинное давление, газовый состав, уровне радиации во внутренних помещениях. Серёга заявил - "всё, хочу стать лунным трактористом!"
Капитан-водитель рассказал нам о лунном транспорте вообще, и о дорожной сети в частности. В бассейне Океана Бурь, крупные американские и китайские космопорты с другими станциями связывают маглевы, поезда на магнитной подвеске. Значительная доля пассажирских перевозок в труднодоступные регионы осуществляется ракетными платформами (ракетопланами) по суборбитальным баллистическим траекториям. В наиболее густонаселённых районах имеются локальные сети как грунтовых автодорог, так и дорог с твёрдым покрытием. Крупнотоннажные перевозки осуществляются по лунникам, опоясывающим всю планету тремя кольцами - одним широтным и двумя долготными.
Наиболее загружено лимбовое долготное кольцо, которое состоит из Восточного лунника, и Западного, проложенного по западной окраине Океана Бурь. Менее загружено Центральное меридиональное кольцо, связывающее полюса через центр видимого полушария и центр обратной стороны. Самый пустынный из всех тропический лунник, опоясывающий планету в тропических и экваториальных широтах.
Чаще всего наш тягач ходит с грузом льда. В полярных, вечно затенённых кратерах, бульдозерами рыхлится мёрзлый реголит. Далее он поступает на обогатительную фабрику, где в автоклавах нагревается. Водяной пар очищается от других летучих соединений и конденсируется. Затем, чистая вода намораживается в ледяные брикеты, которые загружаются в прицеп за тягачом. Лёд транспортируют по Луне в течении местной двухнедельной ночи, во избежание потерь на испарение.
На всех лунных станциях вода, циркулирующая в замкнутой системе жизнеобеспечения, всё время подвергается многоступенчатой очистке. Тем не менее, полностью избежать потерь нельзя. Часть воды теряется при шлюзовании (водяные пары в составе атмосфер станций), часть при полевых работах (там, где нет сложных систем рециркуляции). Кроме того, вода - это источник энергетического водорода.
Конечно, "кэп" много рассказывал о своём любимце-тягаче. Он приспособлен для длительной автономной работы, на нём находится большой запас продовольствия и снаряжения. Экипаж небольшой. Тягач иногда фрахтуют иностранные лунные агентства. За время работы экипаж уже многократно совершил кругосветные поездки. Иногда бывают спецрейсы за пределы лунников, когда требуется доставить тяжёлое громоздкое оборудование для строящихся станций или для полевых работ. Это наиболее сложная, но и самая интересная работа.
В-основном, гигантские тягачи обслуживаются "на улице". Приямок, кран-балка, вот и всё. По всей Луне есть лишь два гигантских гермоангара. Их ещё называют "бародок", по аналогии с сухим доком для кораблей. Только здесь главным было нормальное атмосферное давление, благодаря чему можно было комфортно и безопасно заниматься ремонтом.
Закончилось Море Змеи. Лунник пошёл через холмистую местность. Проехав от Королёвской чуть более двухсот километров за 5 часов, с двумя короткими остановками, тягач остановился на безжизненной холмистой равнине, залитой солнечным светом. Мы уже были в скафандрах. Спустились на поверхность по выдвижному трапу. С помощью бортового крана спустили контейнер с нашим снаряжением. Пустой контейнер заберут на обратном пути.
Тягач бесшумно укатил на север, только подошвами ног ощущалась вибрация. Мы остались одни на раскалённом базальте под чёрным небом.