Здравствуйте дорогие друзья. Уверен, что если попросить любого из вас назвать самые основные солдатские атрибуты вы назовете солдатскую каску, или как будет более правильно- шлем. Солдатские каски не был чем то принципиально новым, воины с древних времён защищали свои головы шлемами, и лишь в эпоху нового времени этот солдатский атрибут на время был забыт. Но все изменила Первая Мировая: бои перешли в траншеи, по которым стороны неистово стреляли снарядами. И если тело бойца было укрыто окопом, то голова была в наибольшей опасности. Тут то снова вспомнили о шлемах. Первым шлемом Первой Мировой войны стала каска Адриана, которая в несколько видоизменённой форме попала и в армию Российской империи, а после и СССР. Однако Советский Союз рассчитывал разработать свой, принципиально новый шлем, и вот что этого вышло.
Каска Адриана в Красной Армии была покрашена в зелёный цвет, а изображение имперского орла было заменено звездой. В целом это были все конструктивные отличия как от оригинальной французской каски, так и модификационной имперской. Сама каска в ограниченных количествах использовалась в войсках вплоть до 1939 года.
Из имперского наследия стоит выделить и каску М-17, которая получила название Sohlberg. По сути это была первая самостоятельная разработка каски, а название на английском ей было дано по названию завода в Финляндии, где она и производилась. Шлем изготовлялся методом штамповки, вес достигал 850 граммов. Шлем не получил особого распространения в имперской армии, однако в 30-е поставлялся в Красную Армию, за неимением перспектив. Стоит сказать, что ещё в середине 20-х шлем устарел, советские конструкторы стали искать выход из ситуации.
Таким выходом многие считали разработку экспериментального шлема М29. Шлем напоминал М-17, но имел более оригинальную конструкции, а еще был тяжелее и надёжнее. Толщина шлема достигла 1.1 мм, а вес 1250 граммов. Шлем был экспериментальный, и особого развития не получил. Однако это была первая самостоятельная разработка шлема молодой республикой.
Опираясь на опыт, полученный при создании М29, была начата разработка нового, принципиально нового шлема. Таким стал СШ-36, стальной шлем образца 1936 года. Шлем имел оригинальную форму, отдалённо напоминал немецкие шлемы. Шлем изготавливался из стали, его вес составлял 1200-1300 грамм, в зависимости от размера (всего было три размера). Сверху на шлеме располагался гребень, в задачи которого входила защита головы от рубящего удара сверху. А широкие поля шлема должны были этот самый удар свести на нет. Шлем несмотря на многочисленные минусы принял участие практически во всех конфликтах 30-х и 40-х. Однако век его производства был недолог.
В 1939 году на арену выходит СШ-39, который мало походил на СШ-36. Шлем был лишён недостатков предыдущей модели, надёжно фиксировался на голове и имел лучшие защитные свойства, кроме того, был значительно легче. Уже в 1940 году СШ-39 ждала модернизация, которая прекратила его в СШ-40, шлем, который стал одним из символов советского солдата победителя. Основным отличием стала конструкция подтулейного устройства: в СШ-40 для крепления подтулейного устройства применялось шесть заклёпок, в СШ-39 — три.
СШ-40 на долгие годы стал основным элементом экипировки, стоит сказать, что и сейчас он стоит на вооружении. Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие стальных шлемов.
Идя дальше стоит упомянуть М-39, или шлем ПВО. Он напоминал английские каски Brodie" кастрюли", Шлем изготавливался из стали. Вес шлема составлял 1200 грамм, толщина стали 1,8 мм, ширина полей 35 мм. Производство шлема было налажено в Ленинграде, который в вскоре попал в блокаду. Шлем использовали как бойцы ПВО, так и ополченцы, за что в народе шлем получил название "блокадник".
Долгие годы СШ-40 даже не думали модернизировать. Однако в 1960 решили сделать новое подтулейное устройство. Которое стало состоять из четырёх пружин, крепившихся к куполу заклёпками. Крепёж лепестков был перенесён в верхнюю часть шлема, туда же переместилась и часть заклёпок. Сама форма шлема осталась без каких-либо изменений. Шлем получил название СШ-60.
В 1968 году состоялась уже более масштабная модернизация шлема: он стал более прочным, отличался большим наклоном передней (лобовой) стенки купола и укороченными бортиками, отогнутыми наружу. Подтулейное устройство осталось прежним, как не изменилось и расположение крепящих заклёпок. Вес шлема достиг 1300-1500 грамм. Как не трудно догадаться шлем получил название СШ-68, но если копнуть чуть глубже, то перед нами все тот же старый добрый СШ-40.
СШ-60 и СШ-68, а кое где и СШ-40 до сих пор стоят на вооружении ряда стран, в том числе и России. Несмотря на то, что в нашей армии вводят новые шлема, такие как 6Б27 и 6Б47, дембель этим шлемам не грозит: уж очень много их было сделано за долгие десятилетия.
Спасибо за внимание. Надеюсь статья показалась вам интересной. Ставьте лайк, подписывайтесь и делитесь своим мнением в комментариях. Это важно для меня.