Оценка: 7 из 10
Премьера мистического сериала «Пищеблок» состоится на видеосервисе КиноПоискHD 19 мая 2021 года. Режиссёр: Святослав Подгаевский. В ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Илья Коробко, Ирина Пегова, Сергей Шакуров, Тимофей Трибунцев, Николай Фоменко и другие.
Белая рубашка поглажена, красный галстук готов, подтяжки на брюках висят, пилоткой укрыта от солнца голова, а сверкающий на груди значок с профилем Ленина даёт всём на свете знать, что пионер к бою готов! Многим в детстве было страшно уезжать на целое лето в лагерь, и страхи у всех были разные – от неминуемых конфликтов со сверстниками до долгой разлуки с друзьями и семьёй. А ещё полчище комаров, вечно пугающая повариха с бездонным половником, передаваемые из уст в уста россказни о Пиковой даме или вообще сущий кошмар – какая-нибудь девчонка возьмёт да влюбится в тебя. Страхов действительно было много, однако видеосервис КиноПоиск HD, взявший после «Водоворота» и «Топей» ориентир на мистические истории, предлагает зрителям ещё один будоражащий ночной кошмар.
«Пищеблок» по роману Алексея Иванова — это мистическое подростковое фэнтези с элементами хоррора. События развиваются в 1980 году, пока вся страна следит за Олимпийскими играми. Однако жизнь при этом не замерла, и пионерские лагеря продолжают свои смены. В один из таких – «Буревестник», что в окрестностях Куйбышева (ныне Самара), на Волге, прибывают новые пионеры и вожатые из числа студентов. Среди них наш главный герой – Валерка Лагунов (Пётр Натаров). У Валерки из-за несчастного случая погиб старший брат, в котором он души не чаял, поэтому теперь он более замкнут, чем его сверстники. Однако при всём при этом сериал не предлагает нам очередного тихого ботаника в качестве протагониста, уже скоро мы узнаём о волевом характере Валерки, который всегда использует свой ум по назначению и не боится сделать шаг вперёд, когда того требует ситуация.
Из-за такого характера Валерка уже в первый же лагерный день умудряется нажить себе немало врагов. Это и старшие хулиганы, и одногодки из его же отряда, с которыми Валера не хочет играть в футбол, и даже взрослые девчонки, гнобящие значительно младше их Анастасийку Сергушину (Мария Абрамова) – в которую наш герой тут же влюбляется. Однако и подружиться кое с кем удаётся (кроме Анастасийки, естественно) – с вожатым Игорем (Даниил Вершинин), у которого точно так же случается любовь: его сердцем завладевает своевольная Вероника (Ангелина Стречина). Вскоре оба узнают, что в советском лагере против коллектива никак не попрёшь – загвоздка, правда, в том, что коллектив «Буревестника» практически полностью состоит из вампиров.
Уже с первой серии становится очевиден главный источник вдохновения для «Пищеблока» — вне всяких сомнений, это хит Netflix «Очень странные дела». Динамика между юными пионерами, их разговоры, травля страшилок на ночь и свербящая в их жилах тяга к авантюризму моментально заставляет вспомнить квартет главных героев из американского сериала. Дальше – конечно же, музыка. Постоянно смазывающие повествовательные механизмы звуки синтвейва не только приятно ласкают слух, но и помогают настроиться на атмосферу ретро, хотя, впрочем, на чисто американское ретро, а не наше, советское.
Набор музыкальных композиций здесь тоже исключительно зарубежный, что в антураже советского пионерлагеря смотрится местами необычно здорово (ночная романтика под Боуи), а местами откровенно дико (когда внезапно начинают звучать современные электронные композиции). В отличие от «Странных дел», «Пищеблок» достаточно вольно играет на территории стилизации под «то время» и не стесняется использовать анахронизмы – дело не только в противоречивых музыкальных решениях, но и в одежде и речи некоторых персонажей, явно указывающих на современность.
Мистическая атмосфера здесь напоминает не только первый сезон «Очень странных дел», но во многом классику поколения MTV хоррор «Факультет» Роберта Родригеса. Валерка не понимает, кто уже обращён и кому можно доверять, при этом люди вокруг ужасно подозрительны – кто-то косит под прилежных пионеров, хотя ещё недавно стремились поиздеваться над юной беззащитной девчонкой в лесу (ещё один американизм), а кто-то делает вид, что попросту не замечает никаких странностей. Плюс сами вампиры тут не совсем стандартны – их мифология, намерения и внешний вид разнятся от общепринятых стандартов, отчего по первым эпизодам трудно понять, по каким принципам они вообще действуют, почему обращают не всех и ведут себя столь странно.
Режиссёром всех восьми эпизодов является Святослав Подгаевский, автор ряда русских фолк-хорроров качеством ниже среднего. Все его предыдущие работы обычно идут с приставкой «трэш», и в его случает это совсем не комплимент. Однако «Пищеблоком» всё-таки занималась опытная компания Александра Цекало Sreda, которая, вероятно, в процессе постоянно наводила Подгаевского на путь истинный, отчего постановка в сериале выглядит на несвойственном режиссёру высоком уровне. Более того, здесь даже нашлось отличное применение его хоррорным задумкам. Ребята то и дело рассказывают страшилки о лагере (то про маринованную оторванную руку, то про бродящего по коридорам паука с человеческий рост), а Подгаевский ярко эти страшилки визуализирует.
Визуал у «Пищеблока» на достойном уровне, особенно красивыми получаются ночные и сумеречные эпизоды. А вот сюжет к третьей серии начинает пробуксовывать: подростковые переживания занимают всё больше времени, а погружение в мифологию сериала и раскрытие второстепенных персонажей (в частности от руководителей лагеря пока совсем никакого толка) сведены к минимуму. В дальнейшем интересно будет понаблюдать за отношениями Валеры и Игоря, чья динамика уж очень напоминает сюжетную линию Дастина и Стива из третьего сезона «Очень странных дел». Пока же «Пищеблок» толково генерирует приличную дозу эскапизма для любого тоскующего по СССР зрителя и лишний раз доказывает, что вампиры, в отличие от пионеров, никогда не выйдут из моды.
Вадим Богданов, InterMedia