В 1917 году морская пехота САСШ первой из подразделений армии и флота заказала себе серию блиндированных автомобилей на шасси автомобилей Кинг моторс, получивших название King Armored Car mod Eight. Славы машины не снискали, но след оставили.
King Armored Car model Eight/King Armored Car model E/Бронеавтомобиль на шасси автомобиля Кинг обр 1917 года
Страна: САСШ
Год выпуска: 1917
Chassis: King Motor Car Company: Hull & Assembly: Armored Motor Car Company (Detroit, Michigan)
Шасси: King Model D (King Eight 60HP)
Кол-во выпущенных: 5 (7?)
Боевая масса: 2397 кг
Размеры: 3924х2057х2261 мм
Бронирование: 4,75-мм
Вооружение: .30 Lewis gun
Экипаж: 2-3
Двигатель: L8, 4638 см3/79 л.с.
Где увидеть: США. Национальный музей Морского Корпуса (National Museum of the Marine Corps). 18900 Jefferson Davis Highway, Triangle, Virginia
Конгресс САСШ на 1915-й год утвердил бюджет военного ведомства по которому были закуплены первые бронированные автомобили для вооруженных сил страны. Для пехоты машины построили на шасси полноприводного Джеффери и два броневика на стандартном шасси массового грузовика Уйат. Машины были заказаны в единичных количествах и целью было не оснащение армии, а проверка различных вариантов оснащения и вооружения боевых машин. 20 тысяч долларов был потрачено U.S. Ordnance Department на закупку двух броневиков у детройтской фирмы Armored Motor Car Company, построенных на легковом шасси King Motor Car Company. Машины испытывали и представители армии и офицеры морской пехоты, главной ударной силы Штатов. И если военным не понравилось вообще ничто, то морпехи предложили конструктору Armored Motor Car Company Вальдо Россу устранить замечания, выявленные в ходе испытаний, и сделали заказ на 5 новых машин. О первом броневике на шасси Кинг можно подробнее прочитать здесь: "Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Уже первый вариант броневика на шасси Кинг показал, что имеет хорошую тактическую маневренность на территории с дорогами, высокую скорость, малую массу и низкий силуэт. Главным достоинством машины был её 8-ми цилиндровый 70-ти сильный двигатель. Разработанный в 1914-м году King Motor Car Company мотор стал вторым двигателем такого типа в Америке после пятилитровой восьмерки Кадиллака, мощностью 70 л.с., устанавливавшегося на машины, начиная с Тип 51 и до Тип 63. Двигатель от Кинг Моторс был чуть меньше - 4600 см3, и чуть слабее 60 (после модернизации - 79) л.с., но принципиально не уступал кадиллаковскому. А учитывая очень низкий боевой вес броневика, двигатель обеспечивал достаточный запас момента и мощности для боевой работы.
Основные претензии к первому прототипу броневика у морпехов были к вооружению, как к типу, так и к его размещению. Башня по "английскому" типу была мала и неудобная даже для применения ручного пулемета, а сам пулемет не отличался выдающимися боевыми возможностями. В ходе устранения замечаний военных было основательно переделано боевое отделение с башней. Передняя част с защитой мотора, радиатора и наклонной броней почти не претерпела изменений. В первую очередь заменили пулемёт .30 Benet-Mercier gun с боковым кассетным питанием на пулемет Льюиса с дисковым питанием. Это не сильно увеличило огневую мощь машины, но зато упростило установку оружия.
Башня стала шире и получила форму срезанного цилиндра. Лобовая часть пулеметной башни с амбразурой для пулемёта имела заметный наклон, в то время как кормовая была круглой. Установка пулемёта позволяла вести огонь по верхним этажам задний и склонам гор. Боевое отделение было увеличено и кормовой лист, в котором сделали дверь-люк для экипажа стал наклонным. Броневик теперь имел одинаковое бронирование и лобовой и кормовой частей и мог использовать это для ведения огня в задний сектор с возможность быстрого покидания позиции. В остальном машина повторяла прототип, такие же спицованные колеса, такие же установленные по бокам запасные колеса, обеспечивающие переезд препятствий. И самое главное бронемашина получившая обозначение King Armored Car mod Eight или просто King Armored Car mod E осталась такой же легкой, как и первый прототип.
22 ноября 1916 года армия США заказала две модифицированные машины для дальнейших испытаний, броневики Кинг проиграли в очной борьбе бронеавтомобилю White Armoured Motor Car No. 3 с бронекорпусом Van Dorn при сравнительных испытаниях в в Форт-Силл, хотя и этих машин армия не заказала в итоге не одной. Броневики было оснащено наклонными направляющими и резаками для поднятия проволоки и преодоления легких проволочных заграждений. Так как вне дорог применять эти броневики было затруднительно, речь видимо шла только о проезде через искусственные препятствия на дорогах. Сложившаяся ситуация в Европе с её закопавшимся в землю фронтом и отсутствием как класса маневренной войны привела к тому, что и сами европейцы отвели свои бронеавтомобильные части с линии соприкосновения, и слабовооруженные тонкокожие американцы там точно были не нужны.
Первоначально и броневики Корпуса морской пехоты собирались отправить броневики в составе Первого бронированного эскадрона Морской пехоты (1st Armored Car Squadron) во Францию. Но в итоге броневики остались на базе морской пехоты в Филадельфии, а затем были переведены в Квантико (Quantico), где принимали активное участие в многочисленных маневрах и учениях. В декабре 1919-м году эскадрон King Armored Car model Eight в составе1-го полка 1-й Передовой Бригады (1st Regiment of the 1st Advance Base Force Brigade) был отправлен на остров Испаньола в Гаити, где и служил для устрашения местных вплоть до 1927 года.
Американская морская пехота оккупировала Гаити ещё в 1915-м году, когда вооруженные силы САСШ реализовали доктрину "Дипломатии большой дубинки". Расширяя "Доктрину Монро Теодор Рузвельт определил, что только США имеет право наводить порядок в странах Латинской Америки, если там возникают политические беспорядки. В ходе "Банановых войн" американские вооруженные силы вторгались в страны Карибского бассейна не только защищая свои политические интересы, но и для обеспечения работы американских компаний, если им что-то угрожало. Куба, Пуэрто-Рико, Доминикана, Гаити, Никарагуа, Панама и Гондурас испытали на себе действие вооруженного американского "демократизатора". Гаити была под оккупацией 19 лет с 1915 по 1934 год, когда тот же Теодор Рузвельт сменил политику с "дубинки" на "добрососедство", выведя войска со всех территорий и фактически инкорпорировав только Пуэрто-Рико. Конечно Штаты сменили свой подход не от хорошей жизни, бушевавшая в стране Великая Депрессия уже не позволяла поддерживать военное присутствие в широком объеме.
Несмотря на то, что при испытаниях и само шасси и восьмицилиндровые двигатели показали свою высокую надежность, оказалось что учения и реальная боевая работа это немного разные вещи. Жара и высокая влажность в Гаити в сочетании с отсутствием какого-либо сопротивления со стороны местных позволяла использовать броневики со снятой защитой радиатора и моторного отсека, в противном случае восьмерка просто перегревалась. Быстро кончились запасные части к броневикам, марка Кинг была не особо сильно распространена, точнее вообще не распространена в Вооруженных силах США, а это вело к отсутствию запасных частей и невозможности поддерживать машины в боевом состоянии. Уже 4 мая 1921 года бронеавтомобильная часть была расфомирована. Броневики в виде недвижимости до 1927 года находились на Гаити.
В 1927-м году пять бронемашин вернули на склады в казармы Корпуса Морской пехоты в Филадельфии. Состояние машин было настолько плохим, что когда морпехам понадобилась бронированная поддержка для операций в сетлементах в Китае, вместо броневиков Кинг, формально состоявших на вооружении и которые изначально собирались отправлять в Азию, пришлось одалживать у Армии взвод шеститонных танков, копий французских Рено. И хотя в 1934-м году было принято решение об утилизации броневиков Кинг. Но "пацифистские" настроения давали себя знать и вплоть до конца 30-х годов эти машины были единственной бронированной техникой в составе Корпуса Морской пехоты и экспедиционных корпусов Штатов за пределами страны. Благодаря столь медленному перевооружению один из King Armored Car mod Eight сохранился и его можно посмотреть и рассмотреть в музее Морского корпуса - National Museum of the Marine Corps в Триангле, Вирджиния недалеко от главной базы морпехов в Квантико.
По теме американских бронетранспортеров Первой мировой можно почитать ещё:
"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.
Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.
Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!
Источники:
STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40
ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)
http://www.warwheels.net/KingArmoredCarINDEX.html
Col. Nihart, USMC Fortitudine 1991. "Armored Cars & the Marine Corps"