Найти тему
Remont1969

"Короли" для морпехов. King Armored Car mod Eight. 1917. Второе издание, серийное переработанное

В 1917 году морская пехота САСШ первой из подразделений армии и флота заказала себе серию блиндированных автомобилей на шасси автомобилей Кинг моторс, получивших название King Armored Car mod Eight. Славы машины не снискали, но след оставили.

King Armored Car model Eight/King Armored Car model E/Бронеавтомобиль на шасси автомобиля Кинг обр 1917 года

Страна: САСШ

Год выпуска: 1917

Chassis: King Motor Car Company: Hull & Assembly: Armored Motor Car Company (Detroit, Michigan)

Шасси: King Model D (King Eight 60HP)

Кол-во выпущенных: 5 (7?)

Боевая масса: 2397 кг

Размеры: 3924х2057х2261 мм

Бронирование: 4,75-мм

Вооружение: .30 Lewis gun

Экипаж: 2-3

Двигатель: L8, 4638 см3/79 л.с.

Где увидеть: США. Национальный музей Морского Корпуса (National Museum of the Marine Corps). 18900 Jefferson Davis Highway, Triangle, Virginia

Партия King Armored Car mod Eight М1917 на параде
Партия King Armored Car mod Eight М1917 на параде

Конгресс САСШ на 1915-й год утвердил бюджет военного ведомства по которому были закуплены первые бронированные автомобили для вооруженных сил страны. Для пехоты машины построили на шасси полноприводного Джеффери и два броневика на стандартном шасси массового грузовика Уйат. Машины были заказаны в единичных количествах и целью было не оснащение армии, а проверка различных вариантов оснащения и вооружения боевых машин. 20 тысяч долларов был потрачено U.S. Ordnance Department на закупку двух броневиков у детройтской фирмы Armored Motor Car Company, построенных на легковом шасси King Motor Car Company. Машины испытывали и представители армии и офицеры морской пехоты, главной ударной силы Штатов. И если военным не понравилось вообще ничто, то морпехи предложили конструктору Armored Motor Car Company Вальдо Россу устранить замечания, выявленные в ходе испытаний, и сделали заказ на 5 новых машин. О первом броневике на шасси Кинг можно подробнее прочитать здесь: "Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.

King Armored Car, образца 1915 года.
King Armored Car, образца 1915 года.

Уже первый вариант броневика на шасси Кинг показал, что имеет хорошую тактическую маневренность на территории с дорогами, высокую скорость, малую массу и низкий силуэт. Главным достоинством машины был её 8-ми цилиндровый 70-ти сильный двигатель. Разработанный в 1914-м году King Motor Car Company мотор стал вторым двигателем такого типа в Америке после пятилитровой восьмерки Кадиллака, мощностью 70 л.с., устанавливавшегося на машины, начиная с Тип 51 и до Тип 63. Двигатель от Кинг Моторс был чуть меньше - 4600 см3, и чуть слабее 60 (после модернизации - 79) л.с., но принципиально не уступал кадиллаковскому. А учитывая очень низкий боевой вес броневика, двигатель обеспечивал достаточный запас момента и мощности для боевой работы.

King Motor Car Company двигатель V8, 1914
King Motor Car Company двигатель V8, 1914

Основные претензии к первому прототипу броневика у морпехов были к вооружению, как к типу, так и к его размещению. Башня по "английскому" типу была мала и неудобная даже для применения ручного пулемета, а сам пулемет не отличался выдающимися боевыми возможностями. В ходе устранения замечаний военных было основательно переделано боевое отделение с башней. Передняя част с защитой мотора, радиатора и наклонной броней почти не претерпела изменений. В первую очередь заменили пулемёт .30 Benet-Mercier gun с боковым кассетным питанием на пулемет Льюиса с дисковым питанием. Это не сильно увеличило огневую мощь машины, но зато упростило установку оружия.

 King Armored Car mod E прототип
King Armored Car mod E прототип

Башня стала шире и получила форму срезанного цилиндра. Лобовая часть пулеметной башни с амбразурой для пулемёта имела заметный наклон, в то время как кормовая была круглой. Установка пулемёта позволяла вести огонь по верхним этажам задний и склонам гор. Боевое отделение было увеличено и кормовой лист, в котором сделали дверь-люк для экипажа стал наклонным. Броневик теперь имел одинаковое бронирование и лобовой и кормовой частей и мог использовать это для ведения огня в задний сектор с возможность быстрого покидания позиции. В остальном машина повторяла прототип, такие же спицованные колеса, такие же установленные по бокам запасные колеса, обеспечивающие переезд препятствий. И самое главное бронемашина получившая обозначение King Armored Car mod Eight или просто King Armored Car mod E осталась такой же легкой, как и первый прототип.

King Armored Car mod E на Гаити
King Armored Car mod E на Гаити

22 ноября 1916 года армия США заказала две модифицированные машины для дальнейших испытаний, броневики Кинг проиграли в очной борьбе бронеавтомобилю White Armoured Motor Car No. 3 с бронекорпусом Van Dorn при сравнительных испытаниях в в Форт-Силл, хотя и этих машин армия не заказала в итоге не одной. Броневики было оснащено наклонными направляющими и резаками для поднятия проволоки и преодоления легких проволочных заграждений. Так как вне дорог применять эти броневики было затруднительно, речь видимо шла только о проезде через искусственные препятствия на дорогах. Сложившаяся ситуация в Европе с её закопавшимся в землю фронтом и отсутствием как класса маневренной войны привела к тому, что и сами европейцы отвели свои бронеавтомобильные части с линии соприкосновения, и слабовооруженные тонкокожие американцы там точно были не нужны.

King Armored Car mod E учения в США
King Armored Car mod E учения в США

Первоначально и броневики Корпуса морской пехоты собирались отправить броневики в составе Первого бронированного эскадрона Морской пехоты (1st Armored Car Squadron) во Францию. Но в итоге броневики остались на базе морской пехоты в Филадельфии, а затем были переведены в Квантико (Quantico), где принимали активное участие в многочисленных маневрах и учениях. В декабре 1919-м году эскадрон King Armored Car model Eight в составе1-го полка 1-й Передовой Бригады (1st Regiment of the 1st Advance Base Force Brigade) был отправлен на остров Испаньола в Гаити, где и служил для устрашения местных вплоть до 1927 года.

King Armored Car mod E
King Armored Car mod E

Американская морская пехота оккупировала Гаити ещё в 1915-м году, когда вооруженные силы САСШ реализовали доктрину "Дипломатии большой дубинки". Расширяя "Доктрину Монро Теодор Рузвельт определил, что только США имеет право наводить порядок в странах Латинской Америки, если там возникают политические беспорядки. В ходе "Банановых войн" американские вооруженные силы вторгались в страны Карибского бассейна не только защищая свои политические интересы, но и для обеспечения работы американских компаний, если им что-то угрожало. Куба, Пуэрто-Рико, Доминикана, Гаити, Никарагуа, Панама и Гондурас испытали на себе действие вооруженного американского "демократизатора". Гаити была под оккупацией 19 лет с 1915 по 1934 год, когда тот же Теодор Рузвельт сменил политику с "дубинки" на "добрососедство", выведя войска со всех территорий и фактически инкорпорировав только Пуэрто-Рико. Конечно Штаты сменили свой подход не от хорошей жизни, бушевавшая в стране Великая Депрессия уже не позволяла поддерживать военное присутствие в широком объеме.

King Armored Car mod E патрулирование на Гаити
King Armored Car mod E патрулирование на Гаити

Несмотря на то, что при испытаниях и само шасси и восьмицилиндровые двигатели показали свою высокую надежность, оказалось что учения и реальная боевая работа это немного разные вещи. Жара и высокая влажность в Гаити в сочетании с отсутствием какого-либо сопротивления со стороны местных позволяла использовать броневики со снятой защитой радиатора и моторного отсека, в противном случае восьмерка просто перегревалась. Быстро кончились запасные части к броневикам, марка Кинг была не особо сильно распространена, точнее вообще не распространена в Вооруженных силах США, а это вело к отсутствию запасных частей и невозможности поддерживать машины в боевом состоянии. Уже 4 мая 1921 года бронеавтомобильная часть была расфомирована. Броневики в виде недвижимости до 1927 года находились на Гаити.

King Armored Car mod E в Арсенале Гаити
King Armored Car mod E в Арсенале Гаити

В 1927-м году пять бронемашин вернули на склады в казармы Корпуса Морской пехоты в Филадельфии. Состояние машин было настолько плохим, что когда морпехам понадобилась бронированная поддержка для операций в сетлементах в Китае, вместо броневиков Кинг, формально состоявших на вооружении и которые изначально собирались отправлять в Азию, пришлось одалживать у Армии взвод шеститонных танков, копий французских Рено. И хотя в 1934-м году было принято решение об утилизации броневиков Кинг. Но "пацифистские" настроения давали себя знать и вплоть до конца 30-х годов эти машины были единственной бронированной техникой в составе Корпуса Морской пехоты и экспедиционных корпусов Штатов за пределами страны. Благодаря столь медленному перевооружению один из King Armored Car mod Eight сохранился и его можно посмотреть и рассмотреть в музее Морского корпуса - National Museum of the Marine Corps в Триангле, Вирджиния недалеко от главной базы морпехов в Квантико.

По теме американских бронетранспортеров Первой мировой можно почитать ещё:

"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.

Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.

Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.

Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.

Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.

Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!

King Armored Car mod E
King Armored Car mod E

Источники:

STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40

ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)

http://www.warwheels.net/KingArmoredCarINDEX.html

Col. Nihart, USMC Fortitudine 1991. "Armored Cars & the Marine Corps"