29 мая 2020 произошла крупнейшая экологическая катастрофа в истории России: разлив дизельного топлива в Норильске. Год назад, благодаря работам оперативных служб, удалось в кратчайшие сроки локализовать утечку, собрать дизельную смесь в акватории реки Амбарная и перекачать ее на место переработки и утилизации.
В состав сводной группы по ликвидации аварии, состоящей из МЧС, подразделений "Норникеля" и краевых спасательных служб, подразделений "Транснефти", "Газпрома", Морспасслужбы вошла Научно-производственная фирма «Политехника». При ликвидации последствий аварии было применено нестандартное решение компании: использование для временного хранения дизельной жидкости полимерных эластичных резервуаров ПЭР – Н и плоскосворачиваемого рукавного трубопровода ПМРТ собственного производства - для перекачки собранной смеси на место переработки и утилизации.
С момента получения заявки, в течение суток, на территории ТЭЦ -3, были развернуты эластичные резервуары НПФ «Политехника», куда откачали топливо с аварийной емкости. С целью предотвращения возможной разгерметизации, в эластичные резервуары ПЭР было откачано топливо и из соседнего с аварийным резервуара.
Забор дизельной жидкости с водной поверхности производился в эластичные резервуары на протяжении 14 дней, после чего нефтяную смесь перекачали на расстояние 31,5 км по пересеченной местности, по маршруту северо-восточного обхода реки Амбарная (через район пересечения северной обводной дороги р. Купец) до аварийного резервуарного парка (АРП) в районе Лебяжьего водохранилища с выходом на первую линию резервуаров.
Транспортировка водно-дизельной смеси до резервуарного парка велась с помощью плоскосворачиваемого рукавного трубопровода ПМРТ. Перекачку обеспечивали насосные станции, поставляемые НПФ «Политехника».
Официальные лица высоко оценили результаты работ по устранению последствий ЧС.
На сегодняшний день, по результатам решенных задач на месте аварии и в соответствии принятием Федерального закона № 207-ФЗ «О внесении изменений в ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельных законодательных актов РФ, обязывающего нефтегазовые компании иметь резервы для ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) и формировать планы на случай ЧП, подобного аварии на ТЭЦ-3 в г. Норильске, крупнейшие компании отрасли утверждают новые ПЛАРНы, включающие применение мягких бескаркасных резервуаров для оперативного сбора и хранения нефтяной жидкости и плоскосворачиваемого рукавного трубопровода - для ее перекачки.
Справочно:
Полимерные эластичные резервуары серии ПЭР – 250Н, поставляемые на место ликвидации аварии в Норильске, запатентованы и производятся по зарекомендованной технологии из TPU полиуретана специального топливного качества. Применение для резервуаров TPU напрямую влияет на морозостойкость и устойчивость к нефтепродуктам, что является ключевым для районов с низкими отрицательными температурами, таких как Красноярский край, Республика Якутия и др. Прочность оболочки резервуаров ПЭР – Н приближается к разрывным нагрузкам грузовых строп и лент.
Полевые магистральные рукавные трубопроводы (ПМРТ) производства НПФ «Политехника» предназначены для оперативной доставки нефти, нефтепродуктов, ГСМ, а также воды и технологических растворов на расстояние до 200 км и более по пересеченной местности. Изготовлены из сверхпрочной армирующей тканевой основы с двухсторонним полиуретановым покрытием, снабженной быстросборными соединениями типа «Камлок». Рукавные трубопроводы НПФ «Политехника» не подвержены коррозии, а также устойчивы к действию нефтепродуктов, химикатов, воды, УФ излучению.
Полевые склады горючего (ПСГ) — готовые к перемещению мобильные нефтебазы, состоящие из нескольких эластичных резервуаров ПЭР-Н. Предназначены для приемки, хранения и выдачи топлива и ГСМ, а также для хранения сырой нефти в полевых условиях на период проведения работ в районе расположения. Мобильные полевые склады для нефтепродуктов широко применяются как в военных, так и в гражданских целях, обеспечивая надежную бесперебойное функционирование техники и инфраструктуры. Доставка топлива на ПСГ осуществляется автомобильным транспортом по зимникам, а также нефтеналивными судами, ж/д цистернами или по полевым магистральным рукавным трубопроводам ПМРТ.