Агрессия чувствуется людьми, как угроза нарушения их границ. Человеку приходится защищать свой суверенитет всеми доступными средствами.
Агрессия бывает явной и скрытой.
Скрытая агрессия встречается в наших повседневных действиях.
Возьмём к примеру семью, в широком смысле с ближайшими родственниками. Бывало такое? Приезжаешь и вроде настроение хорошее и тебе вроде как рады, улыбаются, а по затылку пробегает холодок и есть ощущение «что то, как то всё не так», вам не уютно и хочется побыстрей уйти.
Скрытая агрессия может проявляться во внушении человеку его неспособности, что то сделать, что то понять и вообще совладать с окружающим миром. Данное внушение происходит через каждодневную деструктивную критику. При этом снижается самооценка.
Контейнирование своих эмоций, чувств, мыслей по причине невозможности их высказать. Например, когда родной человек, объявляет вам бойкот. Вас не слушают, вас не замечают, с вами не разговаривают.
Когда обесценивают ваши эмоции и переживания (да хватит ныть, надо быть сильнее);
планы, мечты, достижения (ну и что 4, чем ты хвастаешься нужно было 5);
обвинения (из-за тебя у меня сердце колит);
критика (если ты этого не знаешь, то ты тупой);
в результате жертва начинает ограничивать себя в выражении своего мнения и своих желаний. В теле происходят зажимы и напряжения.
А вот теперь, родители подростков, информация для вас!
Вторжение в личную жизнь!
- Я тут немного у тебя в комнате убралась, а то живёшь как свинья.
Вот здесь полный нокаут вашим отношениям: и оскорбление, и недоверие (особенно если ковыряетесь в личном дневнике или телефоне подростка), неверие в ребёнка, бестактность, унижение, пристыжение. Полный букет!
К сожалению, такая скрытая агрессия встречается гораздо чаще, чем агрессия явная.
Чем опасна такая агрессия?
1. Ежедневная, монотонная, потихоньку ломающая защитные механизмы. Жертва не может мобилизоваться для её отражения, как при явной агрессии.
2. Неосознанная, т.к. ни только жертва не понимает что происходит, но и сам агрессор совершает эти действия по причине не понимания своих собственных границ.
Вывод : учиться взаимодействовать