Наш общенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной Войне - становится для нас не только днём памяти, не только торжеством по случаю прошлых достижений, но и побуждением к действию ради сохранения этой памяти и этого торжества. Необходимость такого действия ощущается всё отчетливее и острее с каждым годом. Время отдаляет нас от тех событий, забирает от нас живых свидетелей, наслаивает новые искусственные трактовки, толкования, объяснения, именуемые теперь новомодным словом: "нарративы". Нарративы множатся и заполняют информационное пространство, заслоняя факты, подменяя правду.
Такого не было прежде, пока среди нас находилось достаточно непосредственных участников, бодрых и активных, помнящих Войну и Победу, способных засвидетельствовать всё увиденное и пережитое, всё ими совершённое. Моему поколению довелось застать многих из них в добром здравии и твердой памяти, жить среди них, слышать их воспоминания. Тогда никакие "нарративы", никакая пропаганда не смогли бы преодолеть живые свидетельства этих людей. Не только в нашей стране, но и в других странах было много свидетелей, непосредственно переживших, знающих и помнящих всё: кто за кого воевал, кто что натворил, кто кого победил. И страна, и мир, в котором мы жили, были построены на итогах той Войны и той Победы. Да, ради политической целесообразности пытались что-то замалчивать, что-то выпячивать, но подменить правду вымыслом тогда не получалось.
Меняются не только геополитические реалии, меняются и люди. Для новых поколений события Второй Мировой - уже история, на смену живой памяти приходит память историческая, приносящая разные мнения и толкования, оформленные в те самые "нарративы". Многообразие "нарративов" преподносится как многообразие мнений, вполне уместное в свободном обществе. Обсуждение разных "нарративов" выглядит как общественная или научная дискуссия, в которой нет правых и неправых, а есть просто разные мнения, взгляды, точки зрения, одинаково достойные рассмотрения. Как-то забывается, что речь-то вовсе не о мнениях и взглядах, а о совокупности фактов, которые остаются только такими, какими были в действительности, и не могут стать другими, независимо ни от каких мнений. Единственную, реальную правду о действительных событиях сейчас пытаются представить как всего лишь один из возможных "нарративов" - не хуже и не лучше прочих. Примерно так и объясняют: у вас такая трактовка событий, а у нас вот такая - это просто разные мнения.
Предложение (под предлогом свободы взглядов и мнений) рассматривать и обсуждать вместо объективных фактов субъективные (придуманные кем-то!) "нарративы" - это только первый этап. Сначала нас переключат с памяти о реальных событиях на изучение разных искусственных трактовок и толкований этих событий, подменят поиск единственной, истинной правды свободой множества "нарративов". Затем, манипулируя этими "нарративами", для нас сформируют новую "правду" (или "постправду"), которую и объявят единственно верной, обязательной к признанию, не требующей доказательств и уже не предполагающей никаких дискуссий, никакой свободы мнений. Эта новая псевдо-правда родится не из фактов, а из тех самых искусственных "нарративов", она будет предложена и навязана нам как нечто общеизвестное. Именно для этого теперь придумываются и внедряются специальные "нарративы".
Так уж получается, что нельзя победить однажды и навсегда, создать вечную систему отношений и утвердить навечно постоянный миропорядок. В мире людей всё определяется волей, выбором, поведением ныне живущих. Любая система, любой порядок действуют и работают, пока люди поддерживают их в дееспособном состоянии. Даже самая великая победа существует до тех пор, пока наследники этой победы способны её отстаивать и подтверждать. Нам досталась в наследство воистину Великая Победа наших предков, оплаченная их жертвенностью. Как долго продержится эта Победа - зависит от нашей сегодняшней деятельности и от нашей способности передать эту деятельность следующим поколениям.
Вот для чего нужны нам сегодня торжества и военные парады ко Дню Победы, вот для чего Бессмертный Полк и военно-патриотическое воспитание. Ещё важнее - постоянная информационная работа, внутренняя и международная, повсеместное отстаивание исторической правды. Принципиально важно не допускать замены фактов на искусственные "нарративы"! Надо отвергать дискуссии о субъективных мнениях и толкованиях, необходимо настаивать на рассмотрении и обсуждении именно действительных событий, да не по отдельности, а во всей их совокупности и хронологической последовательности, чтобы были видны причины и следствия.
Если мы не отстоим нашу правду, нашу подлинную историю, тогда нам обязательно навяжут вместо правды - кривду, где вроде бы реальные события будут перевёрнуты, извращены и перетолкованы. Эту кривду объявят истинной правдой и никаких прав на возражения и альтернативы нам не оставят.