И опять время для моей любимой рубрики «вещи, которые появились случайно». Середина 50-тых годов прошлого века. В мире царит необычайный подъем оптимизма в отношении будущего. Недавно окончилась самая кровопролитная война в истории, человек сделал первые шаги в космос, медицина жжет, наука на марше. Вот-вот сейчас она нам поможет решить все мировые проблемы. Технологии нас спасут. Экономика на подъеме. Оптимизм во все поля, ведь перед этим было все только плохо, поэтому сейчас может становиться только лучше. В общем, атмосфера понятна.
Естественно, эта атмосфера поклонения технологиям и оптимизм ни мог не отразиться на бытовом уровне. Новые приборы в доме, новый дизайн и декор помещений. В домах и квартирах США все чаще и чаще появляются необычные расцветки, оригинальные решения интерьеров и новые материалы из эпохи Царицы-Науки. На волне возросшего спроса в 1957 году парочка друзей Альфред Филдинг и Марк Шаван в своем гараже срочно готовили революцию в декоре. По заказу одного из дизайнеров они придумывали новый тип обоев, способный завоевать мир и поставить на колени все студии декорирования домов. Они действительно сделали что-то что завоевало мир. Правда не таким образом, как они ожидали. К дизайну это не имело никакого отношения.
Хотя по мнению Марка и Альфреда их детище должно было пользоваться дикой популярностью у покупателей. Ведь обои, которые они сделали были высокотехнологичными и необычными. Они просто взяли две пластиковые занавески для душа и пропустили их через станок, который сами же и изобрели. Этот станок хитрым образом совмещал два листа и создавал между ними симметричные пузырьки воздуха. Получилась текстурированная обоина, которую затем можно было приклеить на стену с помощью клеевого слоя. Два листа пластика с симметричными пузырьками воздуха между ними, что может сделать вашу стену эффектнее?
«Много чего» — подумали покупатели и отнюдь не спешили бросаться в создателей деньгами. Дизайнер куда-то скрылся с недовольными воплями, гаражный бизнес по производству обоев впал в стагнацию. Готовой пленки было слишком много, но её никто не покупал. Друзья даже попытались сбыть партии несостоявшихся обоев в качестве материала для парников. Ну там улучшенная теплоизоляция благодаря запечатанному воздуху, удобство в установке, все такое прочее — сплошная польза. Но и тут их поджидал облом — материал, из которого были сделаны обои плохо подходил для «работы» под открытым небом. На жаре он быстро терял свои качества, истрепывался и разваливался, да и осадки задерживал не то, чтобы очень хорошо. Поиски новой ниши заняли три года. И нашли они её благодаря полету на самолете, во время очередной турбулентности. Когда их и багаж мотало по всему салону. Тогда-то им и пришло в голову, что эта пленка может стать прекрасной защитой от механических повреждений.
И да, её даже немного покупали. Правда масштабы продаж не соответствовали их запросам. Но, мировая слава пришла к ним неожиданно. В это время IBM как раз запустила в продажу «Ford Model T» от мира компьютерной техники — мейнфрейм 1401. И этот компьютер внезапно оказался нужным сразу же во многих сферах экономики. Его начали активно заказывать. Проблема была в другом. Передовое по тем временам устройство было размером с пару холодильников нехилых размеров и, что характерно, требовало особых условия для своей транспортировки. Не бросать, не кантовать, бычки не тушить и так далее. Да и сама IBM понимала, что существующие упаковочные материалы они несколько… хммм… будут портить имидж высокотехнологической компании. Ведь в те времена в качестве наполнителя для коробок с оборудованием выступали вата, стружка и даже старые газеты. Мало того, что все они были, не знаю, колхозными что ли, так еще и не самыми практичными. Опилки и вата лезли во все отверстия, газеты остатками краски пачкали все подряд.
И тут ребятам из IBM подвернулось детище героев этой статьи, которые как раз начали продвижение своей пленки как упаковки. Они мигом распознали хорошую идею и заказали большое количество «обоев», для того чтобы завернуть в них свои машины. Да, да. Непопулярные дизайнерские обои стали культовой упаковочной пленкой с пузыриками. Теми самыми, которые в качестве успокоения любят щелкать все вокруг (кстати, истории не известно, кто именно был первым, нашедшим такое применение). Упаковка «Bubble Wrap» внезапно стала популярной.
IBM стали законодателем мод в этом отношении. А их примеру вскоре последовали и другие производители и поставщики, крупные и не очень. Всем было удобно упаковывать хрупкие товары в такую замечательную амортизирующую пленку. Филдинг и Шаван в этот момент почувствовали себя золотоискателями, наткнувшимися на золотую жилу. К черту обои. Будем делать деньги буквально из воздуха! Запечатаем его между пленками и весь мир будет нашим. И действительно. В 1960 году они запатентовали свое изобретение и основали компанию Sealed Air («запечатанный воздух») и переключились на воздушную пленку. В 1965 году, кстати появилось то самое покрытие, которое не только усилило пленку, но позволило ей делать тот самый всеми любимый «чпок», при лопанье.
Вот только сама фирма особой прибыли и не получала. В 1971 году объем продаж составил всего 5 миллионов долларов. Все-таки приятели оказались больше инженерами, чем дельцами. Им нравилось возиться с пленкой, экспериментировать с химическими составами, а не задумываться о глобальных вопросах. Настоящие прибыли пришли уже после того, как гендиром стал Дермот Данфи. Именно этот человек вывел компанию в список «Fortune 500» и обеспечил ей дальнейшие прибыли.
Но это не значит, что компания осталась почивать на лаврах. Исследование новых путей для создания пленки продолжилось. И как результат в 2015 году произошло страшное. Появилась «iBubble Wrap». Пленочка, которая не щелкает. Ну, возможно, вы уже такие видели.
Она выполнена в виде полосок и поставщикам она приходит без воздуха внутри. А уже на складах эту пленку, с помощью специального оборудования наполняют воздухом. Перемещать такую пленку проще, шансов, что пузырьки лопнут в процессе транспортировки пленки — меньше, сами пузырики — надежнее. Сплошные выгоды для всех. Ну кроме тех, кто любит её щелкать для успокоения нервов.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.