Общий стаж героев этого материала превышает 175 лет. Большой путь, который они прошли вместе с Тольяттиазотом, и, признаётся каждый, не задумываясь повторили бы. Завод для коллег, отмечающих личные трудовые юбилеи, – нечто большее, чем место работы. Это личная история, в которой есть становление в профессии, друзья и ощущение причастности к большому и важному делу.
Не время перемен
В январе исполнилось 20 лет с тех пор, как Сергей Абрамов работает слесарем-ремонтником в цехе №26 – на предприятие устроился сразу после армии. За эти годы участвовал во всех крупных ремонтах на производственной площадке, но признается, что всегда больше всего запоминается ремонт колонн синтеза. В любой работе не должно быть ошибок, но эта их не прощает еще долгое время.
– Кажется, что ремонт оборудования – дело однообразное и привычное, но с учетом модернизации производства это совсем не так. Постоянно встречаем новые детали, осваиваем операции, учимся. Наверное, поэтому у меня ни разу не возникало желания что-то изменить в своей жизни, в частности – профессиональной. Она разнообразнее, чем кажется на первый взгляд, – улыбается Сергей Вячеславович
Параллельно коллега работает с молодежью – делится опытом в статусе наставника. Говорит, что понять, получится ли из новичка хороший специалист, несложно: всегда заметно стремление узнать больше о работе. И деловой азарт должен быть постоянным, независимо от того, работаешь ты пять лет или двадцать, добавляет Сергей Абрамов.
Логотип на арке – его работа
Дело рук машиниста автокрана из пароводоцеха (№19). Николая Волкова ежедневно видит весь завод. Он монтировал логотип Тольяттиазота, который размещён на арке между «теремками» и ежедневно в поле зрения сотен коллег, спешащих на работу.
– Приятно каждый день видеть результат своего труда, особенно зимой, когда вечером логотип подсвечен. Заслугой я это не считаю, просто так совпало, что нам с коллегой поручили этот объект, – скромничает Николай Александрович.
На Тольяттиазоте он уже 25 лет. По факту – чуть больше; в девяностые годы по семейным обстоятельствам пришлось на некоторое время покинуть город и предприятие, и возможность войти в одну реку во второй раз Николай Волков считает большой удачей.
За четверть века на автокране он побывал на стройках практически на всех объектах завода: с его участием появились оба агрегата метанола, КФК, мебельное производство, дворец культуры, санаторий «Надежда» и многое другое. Николай Волков неоднократно ездил работать в поселок «Волна», Темрюкский район Краснодарского края, на строительство порта – вместе с коллегами укладывали инженерные сети водопровода и канализации.
– В течение двух лет я, кажется, был в поселке «Волна» все месяцы, кроме января. Больше всего запомнились природные различия: в Тамани очень мало зелени, кроме винограда. А когда возвращались домой, в среднюю полосу и видели первые деревья, словно становилось легче дышать, – говорит Николай Волков.
На страже качества
Стаж работы лаборанта химического анализа из отдела технического контроля (цех №34) Татьяны Воробьевой – 40 лет. Три раза в смену она делает анализы готовой продукции – карбамида. Говорит, что действия настолько отточены, что, кажется, их порядок она может рассказать даже ночью. Компетентности и ответственности учит и молодое поколение, которое приходит работать в лабораторию.
– Объяснить технологию работы, научить обращаться с приборами, рассказать о методах и технике безопасности – первое, о чем говорим с новичками. Наша задача – проверить готовый продукт(карбамид) на двух этапах: при выходе с производства в цехе №08К и при отгрузке со склада хранения готовой продукции цеха №37 на соответствие нормам ГОСТа, поэтому точность – наше второе «я», – рассказывает Татьяна Алекcеевна.
С пуском третьего агрегата карбамида объёмы работы у лаборатории вырастут, и в подразделении к этому готовы. «Пока есть такие специалисты, как Татьяна Воробьева, мы уверены, что справимся», – говорят коллеги.
Опора производства
Сорок лет назад заводскую проходную впервые перешагнул старший оператор цеха №08К Сергей Чикин. Такие, как он, без преувеличения – опора производства. Сергей Иванович успевает работать на своем месте и обучать молодежь:
– Они от меня берут знания, я от них – неугасаемый интерес к делу. Тонкостей в нашей работе много: как долго нужно отогревать оборудование, как правильно открывать клапаны, как не теряться во время пуска агрегата, когда что-то идет не по плану? Не стесняюсь признаваться, что у молодежи есть чему поучиться. Абсолютно все разбираются в компьютерах, поэтому могут поделиться знаниями с нами – теми, кто начинал работать не в цифровую эпоху. И это, на мой взгляд, самое правильное взаимодействие.
Как оператор с большим стажем Сергей Иванович с большим интересом следит за строительством третьего агрегата карбамида. Радует факт: на его глазах растет новое производство.
– Третий агрегат карбамида увеличит мощность завода в будущем и позволит подстраховать действующее производство. Таким образом мы сможем не только удерживать прочные позиции на рынке, но и расширять горизонты продаж. Плюс новые рабочие места – всегда благо для людей, поэтому будущее завода стабильно и надежно, – уверен Сергей Чикин.
От добра добра не ищут
Оператор второго агрегата аммиака Андрей Калеганов самым запоминающимся периодом за 35 лет работы на заводе называет сложные 90-е годы. Череда экономических кризисов в стране не создала крупных проблем в его семье.
– Все потому, что я работал на Тольяттиазоте, – отмечает Андрей Анатольевич. – Когда у многих вокруг ушла из-под ног земля, чувствовать себя довольно уверенно в 90-е годы, стабильно получать зарплату и ощущать поддержку завода – дорогого стоило, и этих ощущений уже не забыть. ТОАЗ регулярно сталкивается со сложностями, и то, как завод преодолевает их, внушает оптимизм. Пережили смутные времена – станем процветать и дальше. Реконструкция и автоматизация производства, строительство третьего агрегата карбамида не оставляют шансов, кроме как двигаться вперед.
Андрей Калеганов говорит: если отмотать время назад, он все равно устроился бы в 1986 году на завод. «Зачем искать добра от добра, если здесь меня все устраивает?» – задается вопросом наш герой.
Уникальный специалист
Специалист цеха №87 Виктор Захаров – один из двух на заводе токарей-расточников. В его работе с деталями главное – высокая точность. Когда Виктор Валентинович в отпуске, его заменяет другой токарь, но не расточник – так и справляются.
– Работа есть всегда, потому что ремонтируем всю запорную арматуру и клапаны с завода. Сейчас – капитальный ремонт на пятом агрегате аммиака, и, конечно, снова некогда присесть, – поясняет Виктор Валентинович.
Уникальным специалистом он себя не ощущает – говорит о специфике труда, а больше – о том, что готов делиться знаниями. И этот взгляд на мир дает свои плоды: коллега, которого он обучал расточному делу, выучился и вырос в должности, став специалистом по планированию ремонтов. Да и 20 лет, по мнению Виктора Захарова, – не такой большой срок работы на предприятии, как может показаться на первый взгляд.
– Редко задумываюсь о том, сколько лет провел на одном рабочем месте. Для меня приходить сюда, к своему станку – дело настолько естественное, что я не представляю, как может быть иначе, – говорит Виктор Захаров.
Три года – до хорошего оператора
В 1986 году старший мастер смены цеха №06А Владимир Калашников перевелся на Тольяттиазот с Азотреммаша, имея за плечами опыт ремонта компрессоров по всему Советскому Союзу. И, конечно, это помогло ему быстро найти свое место в коллективе и вырасти в должности до старшего мастера смены. Именно осваивание новых рабочих мест, и как следствие, профессиональный рост он считает главным показателем личной эффективности.
– Есть перспективные и средние ребята, – рассуждает о новом поколении Владимир Калашников. – Задор, инициатива и желание узнать больше о своем рабочем месте – вот, пожалуй, секрет успеха труда на производстве. Да, все знают свои обязанности четко, но, если оператор будет учиться работе на других отделениях и поучаствует в нескольких пусках и остановках – считай, что опыт пришел. Почему в нескольких? Потому что каждый пуск и остановка отличаются, и нужно собрать максимум информации об этом процессе. Минимум три года – тот срок, который необходим, чтобы с «нуля» стать хорошим оператором, и об этом я всегда говорю молодежи.
Ольга Петрова для "Волжского химика"