Генерала Барклая-де-Толли в армии открыто осуждали за отступление перед Наполеоном. И мало кто знал, что план военного министра строился на полученных из-за границей разведданных и включал в себя грандиозный обман французского императора.
"Особая канцелярия при военном министре"
В 1810 году в России был создан первый в её истории орган военной разведки и контрразведки, рассказывает военный исследователь И.Г. Атаманенко. Он назывался "Особая канцелярия при военном министре".
По линии этого ведомства по указанию военного министра Барклая-де-Толли в российские посольства Европы было назначено семь специально отобранных офицеров. Официально их должность называлась военный представитель, однако истинная цель задания заключалась в сборе разведывательных данных об армии Наполеона.
По сведениям И.Г. Атаманенко, во Франции отправился Александр Чернышев, Григорий Орлов и Павел Брозин. В столице Баварии Мюнхене обосновался Павел Граббе, в саксонском Дрездене - Виктор Прендель, в Вене - Федор Тейль фон Сераскеркен и, наконец, в Берлине - Роман Ренни. Это были отпрыски известных дворянских родов, хорошо образованные и обладавшие организаторскими способностями.
С 1810 по 1812 год каждый из них выведывал информацию о планах Наполеона, изучал состав его войск и точки их дислокации на российской границе. Неусыпными трудами этих офицеров были составлены подробные обзоры военно-экономического потенциала Франции и её союзников.
Главнейшим результатом работы военной разведки стала подробная карта расположения французов с указанием точной численность армии, с которой Наполеон намерен был вторгнуться в Россию.
Донесения военной резидентуры позволили Особой канцелярией выработать единственно правильный план, одобренный Барклаем-де-Толли.
"Уклонение от генеральных сражений, - говорилось в секретном меморандуме генштаба, - партизанская война летучими отрядами, особенно в тылу операционной неприятельской линии, недопущение до фуражировки и решительность в продолжении войны – суть меры для Наполеона новые, для французов утомительные и союзникам их неприемлемые".
Разрушить план Бонапарта
Разведка также докладывала, что Наполеон намерен разгромить главные силы России в большом приграничном бою и быстро закончить войну. В Особой канцелярии решили обвести французского императора вокруг пальца. С помощью тайного русского агента Давида Савана, который пользовался абсолютным доверием французов, им была передана "секретная информация" о том, что Барклай-де-Толли готовится дать генеральное сражение вблизи русской границы.
Наполеон клюнул на эту удочку, и был чрезвычайно удивлён, что от Немана до Двины не встретил ни одного русского солдата. Ему пришлось вести затяжную кампанию, в которой всё превосходство французов сошло на нет.
Постскриптум
Так и получилось, что молодая русская военная разведка сумела дезинформировать Наполеона, а также добыть сведения, определившие методы ведения Отечественной войны, которых придерживался Барклай-де-Толли и не стал отменять Михаил Кутузов.