В начале ХХ века Рига переживала звездный час. Управлял ее взлетом Джордж Армитстед, упрямый шотландец по происхождению, практичный немец по образу жизни, привязанный к родной земле, как латыш, и притом обладающий чисто русской авантюрной безуминкой. Все эти качества сделали Армитстеда самым успешным градоправителем Российской империи начала ХХ века.
Синий лен
Первый Джордж Армитстед, дед мэра, прибыл в Ригу в 1812 году, вместе с войсками Наполеона, но по делу сугубо мирному – он представлял большую торговую компанию, вывозившую лен, а на территории Латвии льна выращивали много, и качества он был отменного. Наполеон потерпел в войне с Россией поражение, бежал во Францию, лишился титула и короны. А Джордж Армитстед процветал. Он возглавил компанию и в 1817 году женился на молодой вдове Эмме фон Якоби, самой богатой невесте Риги, и стал гражданином города. Иным способом получить рижское гражданство он не мог: по закону оно полагалось только немцам, исповедующим лютеранство и проживающим в городе не менее чем в третьем поколении или их мужьям и женам.
Армитстед прикупил дом в Старой Риге на Марсталю, 19. У него родилось восемь детей. Музыке семейство Армитстедов обучал оперный дирижер Рихард Вагнер, тот самый, который потом написал «Кольцо Нибелунгов» и прославился как композитор на весь мир.
Один из сыновей Армитстеда вернулся в Шотландию, стал членом парламента и получил баронский титул. Другой остался в Риге, купил лесопилку и долю в бумажном производстве, открыл паркетную фабрику. И будучи очень состоятельным, женился по любви на самой красивой девушке Риги, Каролине Пихлау. В 1847 году у них родился сын – Джордж Армитстед младший, герой нашей истории.
Дорожный инженер – без пяти минут бог новой эпохи
Джордж-младший окончил Рижский политехникум, а потом изучал железнодорожное дело в Оксфорде и Цюрихе. Профессия инженера-путейщика в те времена по престижности была чем-то вроде нынешнего квантового физика, по востребованности – вроде программиста: нужен всем, везде и всегда. Армитстед проектировал железные дороги в России, построил линию Смоленск–Брянск. Вернулся в Ригу, так как его семейный бизнес требовал присутствия. Женился на Сесилии все из того же рода Пихлау, которая родила ему сына и двух дочерей. Жил все в том же доме на Марсталю, 19. Дачу завел в Торнякалнсе (сейчас это часть Риги). Возглавил Рижское техническое общество. Потом петербургские друзья уговорили его вернуться на «железку» – начальником ее нового Динабургско–Витебского отделения. Он согласился – любил, как сейчас сказали бы, стартапы всех сортов.
Высокий пост
В 1901 году тогдашний мэр Риги Людвиг Керковиус заболел и вышел в отставку. Ему срочно потребовалась замена. И кандидатуру Джорджа Армитстеда в Думе сочли идеальной: он был богачом в третьем поколении – а значит, к большим деньгам привычен и неумеренному мздоимству не подвержен, обладал связями в высших кругах Российской империи, дружил с техникой и не боялся ответственности. И никогда не занимался политикой, что тоже сочли его огромным плюсом. Армитстеда выбрали 67 голосами при трех против.
И он взялся за работу: принялся тянуть роскошное имперское одеяло на себя – то есть на Ригу – с ее портом, железными дорогами, предприимчивыми промышленниками, хитрыми купцами, талантливыми ремесленниками и передовыми помещиками.
Как мечту сделать былью. Про трамвай и рижский югенд
Как только Армитстед вступил в должность, в Риге пустили первый электрический трамвай. Ис
Мэр прокатился, одобрил и отныне и до конца своих дней ездил на работу только на нем. Никаких авто или извозчиков. Только новые и новые трамвайные линии.
Он обладал удивительным чутьем на все перспективное и необычное. На выставке 1901 года, посвященной 700-летнему юбилею Риги, жители пришли в восторг от фанерных макетов застройки будущего, выставленных в Стрелковом парке, разукрашенных вензелями и орнаментами. Они возжаждали всего многоэтажного, нового и шикарного. И мэр мгновенно поддержал идею состоятельных купцов – создать возле Елизаветинской улицы на месте частных огородиков квартал дорогих доходных домов. Владельцы огородиков воспротивились, но получили приличные откупные и умолкли. Он одобрил вызывающие фасады новых зданий, разукрашенные его коллегой, инженером, а не архитектором Михаилом Эйзенштейном.
А в 1904 году, чтобы город рос и хорошел, с подачи Армитстеда Дума приняла новый свод строительных правил. По нему четверть от всех расходов на новое здание должны были составлять расходы на украшение – орнаменты, лепку, мозаику, кованые решетки и интерьеры. И попробуй тут не разводить красоту, если она в закон заложена. А не успел здание за год возвести – изволь по новой оформлять и оплачивать все разрешения!
С 1903 по 1907 год в Риге было построено 680 новых домов, большая часть – в стиле югенд (или "модерн"). Так Рига превратилась в столицу югендстиля.
За 11 лет правления Ригой Армитстед не построил для муниципалитета ни одного здания – не считал нужным зря деньги тратить.
Продолжение истории - как Армитстед дважды отказал императору Николаю II - завтра. Подпишись на наш канал!
Галина Панц-Зайцева
(с) "Лилит"