Найти тему
Юрий Гичев

Первые плоды легализации марихуаны

Пока экономисты и политики радуются, врачи хватаются за голову. Принятое несколько лет назад решение о полной легализации марихуаны в ряде штатов США принесло ровно те результаты, на которые лоббисты надеялись с большим энтузиазмом, а противники – ждали с угрюмой безысходностью.

Первые могут поставить себе в зачет тот факт, что экономика тех нескольких штатов, которые решились на полную легализацию марихуаны, получила бизнес с годовым объемом 16–20 млрд долларов,и который при этом продолжает стремительно расти. А ведь есть еще и огромная экономия в правоохранительной сфере вследствие декриминализации марихуанного бизнеса.

Вторые… Вторые констатируют крайне невеселые цифры существенного ухудшения показателей психического и ментального здоровья населения, которые тем не менее пока никого не останавливают. Наоборот, многие другие штаты, а также целые страны готовятся пойти по этому же пути.

А что, есть проблемы?

В том-то и дело, что проблемы есть уже сейчас, и никто пока не знает, во что они могут вылиться лет через десять. Вот, например, показательные данные из статьи B.A. Roberts (West J Emerg Med 2019 Jul;20(4):557-572), который анализирует динамику разных показателей, связанных с употреблением марихуаны в штате Колорадо, начавшем ослаблять регулирование оборота этого наркотика с 2000 года, а в 2014 году полностью легализовавшем его.

Как и следовало ожидать, в период с 2002 по 2016 гг. резко увеличился процент людей, в той или иной степени употребляющих марихуану: с 20 до 35% в группе от 18 до 25 лет и с 5 до 15% в группе старше 25 лет.

При этом в соседних штатах (Канзас, Вайоминг, Айдахо), где было решено не ослаблять законодательство в этой сфере, эти показатели так и остались на исходном уровне (15% и 5% соответственно).

Подумаешь, каждый четвертый балуется!

В целом – да, логика законодателей примерно такая. Якобы марихуана ничем не хуже алкоголя, который полностью легализован. Однако это совсем не так.

Алкоголь тоже может вызывать психозы (вспомнить хотя бы белую горячку), но тяжесть и частота алкогольных психозов в разы ниже по сравнению с марихуанными. Что это означает на практике?

Ну вот, например, динамика самоубийств с позитивным тестом на марихуану в том же штате Колорадо: 5% от общего числа самоубийств в начале 2000-х и уже 15% в 2015 году.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. В отличие от алкоголя психозы, связанные с употреблением марихуаны, гораздо чаще проявляются по типу мании преследования или паранойи. Да что там говорить, давно известно, что употребление марихуаны повышает в 1,5–2 раза риск развития шизофрении.

Легких наркотиков не бывает

Еще одно огромное отличие алкоголя от марихуаны заключается в том, что алкоголики почти всегда ограничиваются только алкоголем, а вот пристрастившиеся к марихуане очень часто «идут на повышение» и переключаются на более тяжелые наркотики.

Вот, например, данные по тому же Колорадо. Количество смертей от передозировки героина выросло с 42 в 2000 году до 223 в 2017 году. Соответствующие данные по опиоидам – 73 и 372. А ведь этот показатель – это только самая верхушка айсберга тяжелой наркотической зависимости.

Свобода выбора?

Ссылки на то, что человек полностью осознает последствия пристрастия к марихуане и что его в этом выборе все равно нельзя остановить, звучат не очень убедительно. Во-первых, большая часть любителей марихуаны пробуют ее в очень раннем возрасте (см. данные выше).

Во-вторых, прямая и непрямая реклама продуктов на основе марихуаны просто наводнила социальные сети после ее легализации и часто встречается уже и в наружной рекламе. По данным J.M. Whitehall (J Adolesc Health 2020 Feb:66(2);247-254), почти каждый из опрошенных хотя бы раз встречался с рекламой марихуаны в штатах, легализовавших наркотик.

Пиво – не героин

В общем, если кто-то до сих пор думает, что разница между марихуаной и героином примерно такая же, как между пивом и медицинским спиртом, он сильно ошибается.

Если же законодатели исходят из того, что наша демография и экономика позволяют нам сегодня легко потерять какую-то часть человеческого потенциала ради улучшения экономических и криминальных показателей, то это уже совсем другая тема. Видимо, в отличие от COVID-19, их лично эта тема никак не пугает и не затрагивает…