Найти тему
Ника Марш

"Маркизу - можно"

Маленькая записка от сестры заставила братьев Чарльза и Джона Лесли немедленно выехать в поместье Уотерфорд. Кристина опять жаловалась на мужа, и на этот раз дело обстояло совсем по-другому. Но уже в замке у зятя им пришлось резко остыть. «Маркизу – можно», - неуверенно признали они.

полотно Джеймса Тиссо
полотно Джеймса Тиссо

Союз Кристины Пауэлл Лесли и Джона Бересфорда никогда не был образцовым. Их поженили в 1843-м году, по решению двух благородных семейств. Джон происходил из рода маркиза, но был всего лишь третьим сыном, и рассчитывать на титул не мог. Однако у него был хороший дом, достаток, и карьерные возможности: лорд Джон закончил Итон и Тринити-колледж, и с юных лет был знаком с представителями самых знатных английских семейств. Как известно, "своим" легче достаются должности.

Но третий сын маркиза при этом оказался совершенно невыносимым в быту. Его отличал резкий взрывной характер, он говорил грубые вещи слугам и домочадцам, а вскоре выяснилось, что может и поднять руку на жену. Когда это случилось в первый раз, Кристина только охнула. Закрывшись в своей комнате, она отказалась выходить. Через дверь и сквозь зубы супруг проговорил слова извинения. Конфликт - на тот момент - был улажен.

Генри Бересфорд, старший брат Джона
Генри Бересфорд, старший брат Джона

Однако с тех самых пор такие сцены повторялись. Леди Кристина пыталась убедить себя, что муж способен перемениться. А ведь ещё у неё были дети... Сначала появился наследник рода Джон, потом умница Чарльз, следом очаровательный Уильям и весельчак Марк. Но вот только супруг вёл себя по-прежнему.

После очередной истории молодая женщина написала братьям, и те сразу приехали. Юноши из семьи Лесли выросли крепкими парнями, и сумели объяснить зятю, что следует вести себя потише. На какое-то время Джон утихомирился.

Грустно было сознавать, что этот брак не удался. Особенно на фоне совершенно счастливой сестры. Леди Пруденс-Пенелопа стала женой британского адвоката Джорджа Кавендиша… Кристина узнала от неё, что готовится «Акт о предотвращении нападений на женщин и детей», и он действительно был принят в 1854 году. Но также скоро стало известно, что в судах на обращения жён смотрели сквозь пальцы. Закон-то был, а вот с его исполнением не очень спешили.

Полотно Д.Ф.Уоттса
Полотно Д.Ф.Уоттса

В 1859 году после очередной ссоры с мужем, Кристине пришлось прибегнуть к услугам лекаря. Не в силах даже посмотреть в зеркало, женщина снова написала братьям. Теперь у неё появилось твердое намерение покинуть поместье. Пусть даже на улицу пойти, лишь бы не жить как прежде. Но пока молодцы Лесли ехали к ней, пришла весть: старший брат Джона Бересфорда неудачно упал на охоте. А поскольку ещё один наследник маркиза скончался несколькими годами ранее, титул переходил… к мужу Кристины.

Когда Джон и Чарльз Лесли добрались до зятя, им торжественно сообщили: теперь его следует именовать «Четвёртый маркиз Уотерфорд». Соответственно, Кристина тоже стала «её светлостью». И это в корне меняло всё. Теперь супругам предстоял переезд в огромный дворец, их доход вырос в несколько раз, и добавить к этому – представление ко Двору!

портрет леди Марии Венеции Кавендиш-Бентвик, племянницы Кристины. Утверждали, что тётя и племянница были очень похожи друг на друга
портрет леди Марии Венеции Кавендиш-Бентвик, племянницы Кристины. Утверждали, что тётя и племянница были очень похожи друг на друга

Кристина робко заикнулась о своем незавидном положении, но братья покачали головами. Не нужно скоропалительных решений, говорили они. Титул маркизы! Десятки тысяч фунтов ежегодно! А то, что муж вспыльчив – ну так это пустяки. «Маркизу – можно». На том и уехали.

Три года спустя Кристина снова стала матерью. А в 1866 году овдовела. Ей пришлось последовать совету братьев – а другого выхода она просто не видела. В девятнадцатом веке в таком же положении, как она, в Англии оказывались сотни женщин. Уйти от супруга было сложно, подать на развод - ещё труднее. Да и выбор женских профессий, чтобы содержать себя, был ничтожно малым.

Но став «вдовствующей маркизой» Кристина вздохнула свободно. Правда, пришлось улаживать множество семейных проблем: старший сын сбежал с неподходящей девушкой, а второй увлёкся уроженкой Гонолулу...

Нэнси Самнер принимала ухаживания лорда Чарльза Бересфорда
Нэнси Самнер принимала ухаживания лорда Чарльза Бересфорда

Да и брак сестры оказался не таким уж благополучным – в середине 80-х Джорджа Кавендиша застали за посещением одного весёлого дома в Лондоне. История даже попала в прессу, поскольку среди других гостей оказались многие знатные персоны. Чтобы пережить это, Пруденс-Пенелопа уехала к сестре.

Сыновья Кристины вскоре образумились. Старший сын женился на дочери герцога Бофорта, а Чарльз - на леди Эллен Гарденер. И оба союза оказались благополучными: никогда родным их жён не приходилось лепетать, что "маркизу - можно".

Чарльз Бересфорд стал членом парламента и адмиралом (а ещё получил титул барона), он же был дружен с королём Эдуардом VII. Младший сын Кристины управлял конюшнями принца Уэльского, а ещё один, Уильям, был одним из приближённых вице-короля Индии. А племянницу маркизы Кристины Уотерфорд впоследствии пригласили в крёстные матери английской королевы Елизаветы II. Считали, что Мария-Венеция очень похожа на свою тётю.

#наука #свадьба #семейные отношения #королевская семья великобритании #великобритания

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!