Белорусские власти захватили «ценного языка» — бывшего главреда Nexta Романа Протасевича. Захватили с большим скандалом, но по закону
Присаживайтесь, пожалуйста
Александр Лукашенко снова оказывается в центре международного внимания. Не успело все цивилизованное сообщество осудить его за аналог операции «Трест», когда белорусские чекисты при помощи российских коллег спровоцировали противников Батьки на госпереворот, после чего их задержали, как Александр Григорьевич подкинул им новую инфобомбу: в Минске арестован бывший главный редактор телеграм-канала Nexta (главного канала белорусской оппозиции) Роман Протасевич. Обладатель эксклюзивной информации о том, кто и как выделял деньги на информационное освещение белорусских протестов, кто руководил этим освещением и, самое главное, кто из представителей белорусской власти работает с западными друзьями.
Естественно, журналист прибыл в белорусскую столицу не по своей воле. На борт авиакомпании RyanAir, которым он летел из Афин в Вильнюс, поступило сообщение о минировании, и экипаж, который был на тот момент в белорусском воздушном пространстве, принял решение садиться в аэропорту Минска. После чего пассажиров вывели из салона (то есть на территорию Белоруссии) для осмотра, где Протасевича вместе с его спутницей задержали. По всей строгости закона.
Главной загадкой этой истории являются мотивы, по которым получивший информацию о минировании борта экипаж принял решение совершать экстренную посадку именно в Минске, а не в Вильнюсе (до которого лететь было ближе). У россиян есть одна версия: пилотов звали Петров и Боширов. Западные СМИ и политики пишут о том, что к такому решению экипаж принудил Лукашенко. Мол, сначала белорусские диспетчеры приказали пилотам осуществить посадку в Минске, а затем эту просьбу подкрепил поднявший в небо МиГ-29, который и сопроводил борт RyanAir на посадку в белорусскую столицу.
У здравомыслящих людей эта версия вызывает большие сомнения. Во-первых, в случае экстренных ситуаций на борту последнее слово всегда остается за командиром воздушного судна. Таковы правила и нормы гражданской авиации. Командир (а не белорусский диспетчер) решал, лететь ему в Минск или в Вильнюс. И, судя по опубликованными белорусскими властями переговорам, никто его садиться в Минске силой не заставлял. Во-вторых, судя по таймингу, это решение было принято не под прицелом белорусского МиГ. Информацию о бомбе пилоту передали недалеко от границы с Литвой, и в этот момент белорусский МиГ, по всей видимости, еще даже не взлетел с аэродрома в Барановичах (около 130 км от границы). Эта информация, конечно, еще нуждается в подтверждении — но в любом случае пилот имел время прошмыгнуть в литовское воздушное пространство. Что же касается самого решения о поднятии МиГ-29, то силовики действовали четко по инструкции на случай подобных ситуаций — существовала угроза захвата гражданского борта и, возможно, организации «11 сентября на минималках». Поэтому военный самолет обязан сопровождать гражданский борт и в случае чего его сбить.
Без «из, в и через»
Несмотря на кажущуюся законность действий Минска, в Европе и Штатах разворачивается масштабная информационная кампания против Батьки. «Арестовывать активиста только за то, что он рассказал правду о санкционированной режимом жестокости полиции по подавлению антигосударственных протестов в Белоруссии, — это отвратительно. Принуждать ирландский самолет с почти двумястами ни в чем не повинными гражданами сесть ради этого ареста — это вопиющее оскорбление демократических обществ в мире», — заявил глава республиканцев в комитете по международным делам Палаты представителей американского конгресса Майкл Маккол. «Когда Белоруссия заставила самолет сесть, она совершила государственный акт захвата борта», — пишет The Washington Post. Не отстают и белорусские оппозиционеры. «Лукашенко окончательно обезумел! Ради личной мести он подвергает [опасности] жизни десятков непричастных пассажиров. Мы ждем жесткую реакцию всего демократического мира на вероломное нарушение международных и нравственных норм. Режим очередной раз доказал, что он террористический!» — говорит один из бывших кандидатов в президенты Белоруссии Валерий Цепкало.
За словами могут последовать и дела. В частности, на уровне Евросоюза. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен называет произошедшее «похищением самолета» и требует ввода санкций против ответственных за этот шаг. «Такой шаг не может остаться без последствий со стороны Европейского союза», — вторит ей глава МИД Германии Хайко Маас. Кроме того, против Минска хотят вводить международные санкции. «Учитывая признаки принудительной посадки на основе сфальсифицированного предлога, мы поддерживаем проведение в максимально краткие сроки встречи совета Международной организации по контролю за гражданской авиацией», — заявил госсекретарь США Энтони Блинкен. Эта организация, которая еще известна как ICAO, ведает всеми полетами и уже выразила свою обеспокоенность произошедшим, а также соответствием действий белорусских властей Чикагской конвенции о принципах работы международной авиации. Некоторые политики предлагают не ждать итогов разбирательства ICAO. Глава сенатского комитета по международным делам Роберт Менендес требует временного исключения Белоруссии из состава организации с запретом полетов из, в и через территорию этой страны на время расследования. Да, доказательства вины белорусских властей найти будет очень сложно — но «хайли лайкли» еще никто не отменял.
Москва в деле
За действия Минска, по всей видимости, придется отвечать и Москве. Во-первых, потому что в операции «пролет над гнездом Батьки» участвовали не только белорусские, но и российские спецслужбы. Первые задержали Протасевича в Белоруссии, но, по всей видимости, именно российские коллеги дали Минску информацию о том, что оппозиционер полетит указанным рейсом. А также, возможно, следили за ним на борту. Оппозиционные телеграм-каналы сообщают, что из Минска в Вильнюс борт вылетел без Протасевича, его девушки, а также четырех россиян. «Возможно, у этих россиян возникло непреодолимое желание посмотреть на готические соборы города Минска, но в Минске нет таких соборов», — уже шутят по этому поводу.
Во-вторых, подобная же схема может теоретически быть применена к россиянам. Борт с находящимся в розыске на Украине гражданином России (например, депутатом или сотрудником ЧВК) может быть посажен в Киеве, а указанный человек — арестован. Ну, или не в Киеве (через Украину сейчас летает не так много самолетов), а в Польше, Германии или любой другой стране ЕС. Причем он даже может не находиться в розыске на территории этих стран.
Так стоила ли игра свеч? Безусловно, да. Ни о каком прецеденте не идет и речи — белорусы сделали лишь то, что до них делали другие (правда, у Минска при этом получилось по закону). В 2013 году американцы при помощи европейцев силой заставили сесть в Вене самолет боливийского президента Эво Моралеса для досмотра на предмет нахождения там Эдварда Сноудена. В 2016 году украинские власти силой посадили самолет «Белавиа» в Киеве и сняли с борта Армена Мартиросяна, выступавшего против Майдана. В 2020 году киевские власти решили повторить подход к снаряду и посадить борт с «вагнеровцами» — благо они на рейс не сели. Ни Штаты, ни Украина за устроенное наказания не понесли, их авиапространство не закрывалось.
Так что да, игра стоила свеч. Теперь посмотрим на выводы, которые сделают заинтересованные стороны из этой игры.
Автор: Геворг Мирзаян
Читать этот текст на сайте «Сноба»
Читайте также:
Независимые депутаты решили созвать Земский съезд. Зачем им это нужно
Все возмущаются высокими ценами на отдых в Крыму. Они действительно «космические»?
Манифест русской женщины. Почему Манижа победила еще до финала «Евровидения»