На днях или раньше мне позвонил представитель корпоративного клиента, с которым я работаю уже несколько лет, и очень плотно последний год работаю онлайн. Благодарил за проведённые тренинги, озвучил ещё один запрос, и в числе прочих, сказал шикарную фразу "Мы много работаем с онлайном, и по сравнению с другими обучениями это так удивительно - про вас ни одного негативного отзыва!"
Это конечно не та обратная связь, которую я мечтаю получать))) Но на контрасте я задумалась - как же проходят другие обучения, если на их фоне моё (а я живой тренер, и онлайн работаю ни разу не идеально!) обучение вызвало такую искреннюю радость.
И на опыте последнего года (в течение которого я вынужденно ушла в такой формат) решила-таки написать обзорную статью про онлайн-обучение.
Я имею в виду, конечно, в первую очередь краткосрочное навыковое обучение, хотя понимаю, что ряд общих моментов будет актуален и для длительной учёбы.
Плюсы онлайн-обучения
- Снижение затрат и организационных сложностей/сбоев.
Не нужно организовывать проезд участников/ведущих к месте проведения, арендовать помещение, в котором что-то может пойти не так, оплачивать и организовывать проживание (что кстати в ряде живых обучений является проблемой), заниматься организацией питания, кофе-брейков и пр.
- Широкий географический охват.
Благодаря онлайну можно учиться у ведущих, находящихся в любой точке мира, общаться с участниками из любых точек мира, объединять разные подразделения географически распределённых компаний и т.п.
- Наличие записи.
Именно онлайн-обучение даёт возможность сделать видео-запись (что в живом обучении применяется редко) и потом пересмотреть его присутствующим на обучении/пройти отсутствующим, а также поместить материалы в базу знаний компании, если речь идёт о корпоративном обучении.
- Меньше психологических барьеров.
Для многих участников намного проще участвовать в обучении именно онлайн, чем в живом обучении (меньше стесняются, меньше внимания к внешнему виду, возможность откорректировать картинку или подключиться только голосом без видео и пр.).
- Развитие технических навыков/ кругозора/гибкости.
Побочный плюс - онлайн-обучение многих заставило начать изучать современные технологии, средства, платформы, что точно способствует в целом гибкости и осовремениванию навыков)))
Минусы/ограничения онлайн-обучения
- Риск отвлечений.
Конечно, в режиме сидения у экрана гораздо сложнее удержать внимание и в целом проконтролировать участие. К тому же, когда обучение происходит из дома, высок соблазн налить чаю, покормить кота, поставить вариться суп и т.п.
- Наличие технических сбоев.
Проблемы с интернетом никто не отменял)) Кроме этого, возникают сложности с подключением и участием в онлайн-обучении из-за устаревших устройств (или их отсутствия), не обладающих нужными характеристиками, устаревшего ПО и пр.
- Сложности в использовании платформ.
Здесь я имею в виду прежде всего отсутствие нужных навыков. Многие люди в силу отсутствия необходимости в этом раньше, не пользовались программами и платформами, через которые происходит обучение. И испытывают большие сложности в процессе.
- Выше вероятность не получить ответ.
Если на живом обучении, даже не получив ответ на свой вопрос в процессе обучающего блока, всегда можно подойти лично к ведущему и попросить ответить (а часто ситуации участников обучения прямо разбираются всей группой), то в онлайне с этим сложнее. Иногда чат настолько перегружен вопросами, что ведущий успевает ответить только на небольшой процент из них.
- Отсутствие контакта с ведущим/другими участниками, знакомств.
Ну и конечно, типовой бонус живого обучения (многие именно за него в большей степени и ходили на обучения) - нетворкинг (знакомства, личный контакт, договорённости о дальнейшем общении и пр.), почти отсутствует в онлайн-обучении. Ну либо требует гораздо больших усилий.
Как повысить эффективность обучения онлайн?
- Учиться не более 4 часов подряд (лучше меньше).
От полнодневных тренингов/конференций уходить к мини-тренингам (или даже микро-обучению по несколько минут в день), большие тематики разбивать на несколько встреч, делать большие перерывы.
- Тщательно выбирать платформы.
Чётко формулировать требования к платформе (видео, звук, чат, запись и т.п.) и обязательно (до покупки дорогостоящей платформы в компанию или дорогостоящего курса для себя лично!) тестировать её удобство и функциональность.
- Заранее давать участникам (или получать, если вы участник) инструкции.
До начала обучения важно проверить оборудования на местах обучения (на работе или дома), провести (или пройти) инструктаж по пользованию платформой, разослать (или запросить) инструкции/напоминания. Потому что без этого порой половина обучения проходит в попытке объяснения Маше, как ей включить микрофон.
- Включать элементы живого обучения.
Например, можно распечатать и использовать рабочие материалы обучения, чтобы вести запись (это очень сильно повышает эффективность запоминания), организовать работу в подгруппах, интерактивные упражнения, разминки. И да, тренинг онлайн возможен (хоть и организуется сильно сложнее, чем в живом формате).
Конечно, если вы не организатор, а участник, с этим пунктом будет больше всего сложностей. Но вы можете хотя бы спросить заранее, есть ли/будет ли что-то из указанного.
- Включать посттренинг (или выбирать курсы с ним).
В целом конечно посттренинг (внедрение полученной информации в жизнь) нужен и после живого обучения, но при онлайн-обучении его необходимость стоит очень остро. Это могут быть домашние задания с проверкой, поддерживающие чаты, организация доступа к методическим материалам/записи и т.п.
Поделитесь: у вас есть опыт онлайн-обучения? Удачный или не очень?