Найти тему
Бард-Дзен

Песня года. Пермь 2020. Оксана Раевская.

Нынче Оксана Раевская впервые приняла участие в концертной акции «Авторская песня года». Но это и не удивительно, как бы не была легка на подъем Оксана, из Очера, где она сейчас живет в Пермь не наездишься. В этот раз все удачно сложилось, и очень жаль, что Оксана смогла показать только одну новую песню.

Я напомню, что акция «Авторская песня года» собирает только авторов и представляет песни написанные именно в текущем году. Кстати, напомню и еще один нюанс: в Питере, например, где эта акция родилась, один автор представляет в акцию одну песню. Как правило. Но у них авторов-то побольше, конечно. Мы у себя берем как правило две песни от одного автора, ну в годы, когда заявок не густо даже три. Такое бывало. Нынче заявок было много, но правило один автор – две песни мы сохранили, и, наверное, будем сохранять и дальше, хотя количество заявок с частичным введением он-лайн формата стало расти, и может в ближайшие годы превысить наши возможности. Мне кажется, мы лучше увеличим хронометраж показов в интернете, но постараемся количество песен не сокращать.

Ну, это было такое познавательное вступление, а теперь к сегодняшней героине. Итак, Оксана Раевская.

Оксана Раевская
Оксана Раевская

Вообще-то, Оксана – весьма известный пермский автор. Она начала рано, и мне доводилось слышать ее первые песни еще на закате СССР. Когда-то она пела в дуэте с Мариной Левиной (тогда Шаймардановой), причем обе юные тогда девушки неплохо писали песни на чужие стихи, обе отлично пели, и дуэт был весьма и весьма интересным. Но намного более интересным оказался дуэт Оксаны с Натальей Ончуковой. Еще в 1995 году на первой пластинке фестиваля «Моя песня на компакте» прозвучала в исполнении этого дуэта одна из песен Оксаны Раевской на стихи Марины Цветаевой. Да так прозвучала, что несколько лет подряд разные исполнители и команды перепевали эту песню, стараясь подражать сделанной тогда аранжировке.

Конечно, сейчас видеозаписи тех времен найти уже негде, да ее и не было. Но… Дело в том, что хотя дуэта Натальи Ончуковой и Оксаны Раевской уже не существует в обычной жизни, время от времени они встречаются и песню-другую нет-нет да споют. Особо въедливые знатоки смотрят на это придирчиво: дескать и аккорды бы выпевать почище, да и в инструментах бы поискать красок, но нормальные любители авторской песни все равно воспринимают каждую встречу с Оксаной и Натальей как редкую удачу на грани праздника.

Помню, как-то мой приятель законченный рокер, зайдя к нам в Бард-кафе и угодив на выступление Оксаны с Натальей, весь вечер беспрестанно повторял: «Это рок-н-ролл»! Ему простительно, он не знает ни Луферова, ни Жукова, ни Мирзаяна, но живая непосредственная реакция олдового рокера и мое бардовское сердце погрела неимоверно. Вот же, даже они понимают, как это круто!

А вообще, Оксана Раевская интересна именно своими музыкальными прочтениями классической поэзии и поэзии Серебряного века. Особенно прочтениями именно Цветаевой. Я бы вообще, будь у меня такая возможность, в школах бы давал детям слушать песни Раевской в тот момент, когда в программе появляется поэзия Марины Цветаевой. Может, я пристрастен. Да я несомненно пристрастен, но уверен, что точнее и эмоциональнее Цветаевскую поэзию не смог освоить ни один композитор. Все эти дикие, разбойничьи, ведьмачьи, оборванные на полуноте мотивы, которые находят у Цветаевой Оксана другие композиторы сглаживаю или не слышат вовсе. А мне вот близка именно такая непричесанная Марина.

Да и вот этот, наизусть известный любому мало-мальски грамотному любителю поэзии в Оксанином прочтении начинает сверкать какими-то небывалыми красками.

Рассказывая о творчестве Оксаны Раевской очень трудно остановится, так много хочется сказать. И про ее барочные изысканные мелодии в шекспировских сонетах, и о каком-то необычном опевании основных мелодий как вот в прозвучавшем только что Пастернаке. О том, что мелодии Оксаны так и просят ансамблевого исполнения и богатой инструментальной аранжировки. Но, чтобы обо всем об этом говорить, просто в природе не существует достаточное количество видеозаписей. И вот это очень жалко и досадно.

Поэтому перейду к финалу на полуслове и покажу ту самую песню, которая, войдя в программу акции «Авторская песня года» стала Песней года Оксаны Раевской. Это очередное стихотворение любимой Оксаной Цветаевой. Возможно оно не такое дикое и непричесанное, как это обычно у Оксаны получается, но ведь и Цветаева разная. И вот такая, случайно счастливая и радостная Цветаева тоже есть.

P.S.

С момента начала публикации этого цикла произошли кое-какие события. А именно, все статьи этого цикла еще и стали радиопрограммами на Бард-Радио. Поэтому задним числом, примерно через месяц после публикации в статьи этого цикла вносятся правки. Простые правки - еще один эпизод, в котором этот текст становится звучащим. Многим, между прочим, нравится.

P.S.

Постепенно на Бард-радио выходят и радиоверсии этих статей. Постепенно я публикую в ленте Бард-Дзен записи этих статей в виде подкастов. Ну и еще более постепенно я стал включать эти подкасты в основной текст статьи. Теперь в одно месте, никуда не переходя, можно и прочесть статью с видеороликами, и прослушать ее в формате радиопрограммы или подкаста. Сам-то я считаю, что восприятие печатного и звучащего текста - это совсем разные впечатления и даже разные смыслы порой. Поэтому рекомендую и прочесть, и обязательно прослушать его. Благо теперь такая возможность у вас есть: