В середине двадцатых годов прошлого века по дорогам России курсировали в основном иностранные машины. Автомобильной промышленности почти не существовало. На малочисленных предприятиях производили кривые копии зарубежных образцов. Однако, молодые талантливые специалисты в советской стране были. СССР середины 20-х - это еще не страна страха, лагерей и доносов, а центр передовых идей, современного искусства и футуристических надежд.
Первый легковой автомобиль СССР создал Константин Шарапов. Перспективный студент механико-электротехнического института в 1925 году заканчивал ВУЗ. Темой дипломной работы стала разработка первой малолитражки, подходящей под российские условия эксплуатации.
После успешной защиты диплома Шарапов продолжил работу над проектом в Научном авто-моторном институте(НАМИ). Уже в 1927 году на заводе треста «Автомотор» было изготовлено шасси, а к первому мая того же года готовый образец. По задумке молодого конструктора его детище должно было занять нишу между полноценным автомобилем и мотоциклом. Поэтому у «НАМИ-1» хребтовая рама, V-образный двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. Кузов, открытый с двумя дверьми, у машины отсутствовал дифференциал.
В первых тестовых заездах автомобиль показал отличные результаты. В сентябре 1927 года было изготовлено еще два. Они прошли более серьезные испытания, участвовали в автопробеге Севастополь – Москва – Севастополь.
Вместе с первыми отечественными легковушками маршрут проходили автомобиль Ford T и два мотоцикла с коляской. Серьезных поломок у «НАМИ-1» в пути не случилось, сыграла свою роль простота конструкции. Преодолеть сложные дорожные условия помог большой дорожный просвет и экономичность автомобиля, полного бака ему хватало на 300 км.
После успешных испытаний малолитражку запустили в серию. Производство автомобилей в то время происходило почти вручную, процесс был дорогим и долгим, поэтому за первый год было изготовлено всего 50 машин. Их распределили по предприятиям и организациям.
Конечно, без недостатков не обошлось, например, сильная вибрация при движении и неудобный салон. Многие из тогдашних водителей называли машину «примусом» и четырехколесным мотоциклом, однако машина была надежной и экономичной, эти качества в то время считались главными. Автомобиль стал культовым, передовым для эпохи. До наших дней сохранилось всего два экземпляра - один в политехническом музее Москвы, второй в Нижнем Новгороде.