Дорогие читатели! Расскажу Вам сегодня случай, который когда-то давно произошел с моим мужем.
В то время, о котором пойдет речь, мой муж учился в обычной школе, в 7-ом классе. Накануне учительница по математике задала на дом решение примеров и задачу, а на следующий день школьникам предстояло отчитаться за выполнение этого домашнего задания.
Придя из школы домой, Толя, семиклассник, решил сначала приступить к выполнению домашнего задания по математике, а уж потом пообедать, погулять и подготовить остальные уроки на завтра. Открыв учебник, он довольно быстро справился со всем, что было задано, кроме одной - единственной задачи. Это расстроило его: нерешенная задача ломала все планы! Пришло решение пообедать и вернуться к ней с новыми силами.
Как всегда, Толя сам разогрел себе обед, но мысли его были заняты не вкусной едой, а задачей. Почему она не решалась? Как именно решать ее? Наспех проглотив содержимое блюд, ученик снова сел за свой стол, взял учебник и черновик. Но увы! Ничего на ум больше не шло. Все использованные варианты решения оказывались неправильными.
Прогулку пришлось отменить. С надеждой списать наш герой отправился к своему однокласснику Левке. Тот как раз пыхтел над этой задачей с тем же результатом, что и у Анатолия. Тогда они позвонили еще одному своему товарищу и узнали, что трудную задачу не решил и он. Возвращаясь от Левки домой, Толя не мог отвлечься от задачи, его ум был прикован к ней, хотя надо было учить и другие уроки.
Вечером с работы пришел отец. Даже сильно уставший, он честно пытался помочь, но этого не случилось. Толя лег спать с переживаниями.
Утром в классе выяснилось, что эту задачу не решил никто.
-Ну и ладно! - решили семиклассники. - Всему классу двойки не поставят!
Но вышло не так, как они думали. Учительница по математике, едва войдя в класс и поздоровавшись, сразу вызвала к доске показать решение заданной на дом задачи именно Толю! Сама же в это время начала опрос по решению домашних примеров устно.
Перепуганный, он даже не посмел ей сказать, что задача не была решена; стоял у доски с мелом в руке, молчал. Учительница оглянулась, увидела пустую доску и нахмурилась:
-Почему не пишешь условия задачи, что дано? Пиши быстро.
Толя с некоей дрожью в руке быстро стал записывать условия задачи.
Учительница периодически оглядывалась и поторапливала. И тут... Вдруг Толю словно "осенило": необъяснимым образом он понял, что решать задачу надо было как бы не с начала, а с конца! Учительница, хмурясь от его медлительности, спросила:
-Ну, что надо было узнать сначала? Быстро отвечай и пиши.
Не веря своему озарению, Толя ответил неуверенно и тихо. Учительница лишь кивнула и снова попросила писать быстрее. Пока он писал, ему открылось, как надо действовать дальше и дальше. Тогда рука с кусочком мела задвигалась очень быстро, и трудная задача была легко решена! Ему поставили"5" в журнал и дневник. Он возликовал!
Но на перемене выяснилось, что с ним перестал разговаривать весь класс. Дети молча и враждебно смотрели на него. Особенно Толю потрясло, что закадычный дружок Левка вообще не смотрел в его сторону. "Ребята! Вы чего? " - изумленно спрашивал Анатолий.
"Да ничего! - презрительно ответил Левка. - Ведь это ж надо было так мне наврать про задачу! Что дома он не решил, ай-яй! Помогите! А в классе прямо при всех решил, да на пять! Врунина ты!"
"Я правда, чесслово, не решил дома задачу! - почти плача, оправдывался Анатолий. - Я только здесь, со страху, ее решил!" Тогда он ничем, кроме страха, не мог объяснить для себя то, что с ним произошло.
Инсайт - это и есть "озарение". Это процесс, при котором на уровень сознания доставляется мгновенное решение той проблемы, которая ранее обрабатывалась некоторое время на уровне подсознания. Подсознание есть особый пласт хранения и переработки информации. Воспользоваться ею с того уровня по своему желанию в обыденной действительности мы не можем. Но в ряде случаев она поступает на уровень сознания сама, в виде инсайта.
Инсайт происходит как бы своеобразным посылом извне. Человеку в этот момент кажется, что необходимое решение "ниспослано", "открылось" независимо от его воли. Действительно, при инсайте человеку ничего уже делать не надо. Все уже сделано и творчески выверено необыкновенными взаимосвязями сознания и подсознания. Подключение многообразия информации с уровня подсознания значительно облегчает решение проблем. Но процессы, идущие в подсознании - скрытые, недоступные, нерегулируемые волевым порядком. Они до конца не изучены до сих пор.
Иногда инсайт наступает тогда, когда деятельность сознания ограничена или подавлена. В нашем случае это фактор стресса и требование быстрого темпа действий. Д.И. Менделеев, как всем известно, получил свою периодическую таблицу химических элементов как инсайт во сне.