Найти тему

Где ошиблась Индия

Всего за месяц Индия превратилась в глобальный эпицентр пандемии COVID-19. Многие задаются вопросом, была ли индийская дипломатия вакцин смелым мастерским ходом или неразумным отвлечением.

В марте казалось, что перед началом второй волны пандемия COVID-19 в Индии была под контролем. В сентябре 2020 года на пике первой волны в стране регистрировалось в среднем 95000 ежедневных случаев COVID-19. К январю 2021 года эта цифра упала ниже 20 тысяч.

В то же время, количество подтвержденных случаев заболевания в Соединенных Штатах выросло с примерно 35 000 в день в сентябре до пика, превышающего 300 000 в январе. В начале года Соединенное Королевство было на пике второй смертоносной волны инфекций, которая достигла более 60 000 случаев в день. В это время Британия боролась с более заразным штаммом COVID-19, известным как «вариант Кента», который назван в честь региона в Англии, где он был впервые обнаружен. Страны Европы и всего мира поспешили прекратить полеты в Великобританию и обратно, пытаясь контролировать распространение нового штамма, который, как они опасались, вскоре выйдет за пределы Британских островов.

Для сравнения: население Великобритании составляет 66,6 миллиона человек, в США - 328 миллионов, а в Индии - около 1,36 миллиарда человек. Это означает, что в начале 2021 года коэффициент инфицирования на 100000 человек в Индии был намного ниже, чем в Великобритании и США.

Ослабление безопасности

В результате индийцы думали, что в стране самое худшее уже позади. В марте министр здравоохранения Индии Харш Вардхан заявил, что кризис здравоохранения в стране заканчивается. Это привело к появлению ложной надежды, которая успокоила общество, центральное правительство и правительства штатов. Ограничения, введенные для сдерживания распространения коронавируса, быстро сняли. В январе с открытием ночных клубов, ресторанов, отелей, туристических мест и общественного транспорта жизнь почти нормализовалась.

В то же время были объявлены выборы в пяти штатах, включая Западную Бенгалию, где фаворитом была правящая партия Бхаратия Джаната (БДП). Все политические партии и их сторонники проводили митинги с участием десятков тысяч человек. Индуистский фестиваль Кумбха Мела привлек миллионы людей, которые искупались в Ганге, реке, считающейся священной в индуизме. Около 60 000 зрителей также получили разрешение на вход на стадионы для просмотра матчей по крикету. Все эти события происходили без соблюдения строгих мер безопасности, без социального дистанцирования или ношения масок.

Оглядываясь назад, Индия не ожидала второй волны COVID-19. Из-за этого были практически сняты общественные ограничения в то время, когда такие страны, как Великобритания, боролись с зимней волной инфекций. Материковая Европа осознала, что распространение более заразного штамма COVID-19, обнаруженного в Великобритании, было неизбежным. Индия не поняла этого, несмотря на неоднократные предупреждения.

Теперь Индия борется со своей второй волной. Страна неоднократно била рекорды по ежедневному количеству подтвержденных случаев COVID-19. 2 мая в Индии зарегистрировали более 400 000 новых случаев заражения. Считается, что фактическое количество случаев намного выше из-за нехватки тест-систем и выборочности обследований. Многие индийцы не проходят их, потому что у них нет симптомов, но они заразны, или они боятся положительных результатов теста на вирус. Такие штаты, как Бихар, Западная Бенгалия и Махараштра, обвиняются в манипулировании данными и занижении количества положительных случаев и смертей от COVID-19, чтобы избежать критики по поводу неэффективного управления. К сожалению, эпидемиологи считают, что Индия еще не достигла пика второй волны и худшее еще впереди.

В здравоохранении - никаких улучшений

Многие утверждали, что пандемия не прекратится, пока она не будет взята под контроль по всему миру потому, что «вирусы со временем мутируют естественным образом». В настоящее время в мире существуют тысячи мутаций коронавируса, но лишь некоторые из них представляют собой штаммы, вызывающие опасения у ученых. По мере того, как все больше людей заражаются вирусом и распространяют его среди других, неизбежно появляются другие штаммы. Вот почему, несмотря на успешное внедрение вакцинации в таких странах, как Россия, Израиль, Великобритания и США, власти проявляют осторожность, открывая экономику и снижая ограничения для населения. Есть опасения, что некоторые варианты, такие как обнаруженный в Южной Африке, обойдут существующие вакцины и сделают их менее эффективными.

Индия обнаружила собственный опасный вариант COVID-19, который официально называется B.1.617. Этот новый штамм, который также известен как «двойной мутант» из-за двух мутаций, объединенных в один вариант, составляет 61% инфекций в Махараштре, основном эпицентре заболевания в Индии. Неясно, является ли индийский вариант движущей силой второй волны, но считается, что он более заразен, чем предыдущие штаммы вируса. Это в дополнение к опасениям по поводу британского штамма, который распространился на более чем 50 стран.

Самоуверенность центрального правительства Индии и правительств штатов привела к тому, что система здравоохранения трещит по швам, поскольку индийцы отчаянно требуют медицинской помощи. Когда пандемия впервые поразила Индию в марте 2020 года, властям не удалось укрепить инфраструктуру больниц. По состоянию на 2018 год правительство Индии тратило на здравоохранение всего 3,54% ВВП. Расходы других стран с развивающейся экономикой, таких как Бразилия и Южная Африка, составили 9,51% и 8,25% соответственно. В Индии один врач приходится только на 1 445 человек, что намного ниже цифры, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения. В государственных больницах на 1000 человек приходилось всего 0,7 койки.

В июле 2020 года правительства штатов вместо покупки дополнительных коек для существующих больниц и выделения дополнительных ресурсов решили построить временные центры для пациентов с COVID-19. Эти центры практически не использовались. Из-за высоких затрат на техническое обслуживание они были демонтированы за пару месяцев до второй волны. Сейчас, когда больницы сталкиваются с нехваткой коек и высокой потребностью в них, правительства некоторых штатов рассматривают вопрос о восстановлении временных центров.

В марте 2020 года Моди выделил 150 миллиардов рупий (2,03 миллиарда долларов) на укрепление инфраструктуры здравоохранения в Индии. Правительство закупило средства индивидуальной защиты (СИЗ) и дополнительно 60 000 аппаратов ИВЛ. Тем не менее, по состоянию на прошлую осень в больницах по всей стране было установлено чуть менее 24 000 аппаратов ИВЛ. Как в государственных, так и в частных больницах во многих крупных городах в настоящее время не хватает коек, аппаратов искусственной вентиляции легких и кислорода.

По мере того, как COVID-19 распространяется по стране, социальные сети наводняются постами с призывами о помощи. Друзья и семьи тех, кто страдает от вируса, отчаянно пытались найти свободные места в больницах, запасы кислорода или лекарства для борьбы с COVID-19. По всей стране слышны тревожные сообщения о людях, умерших из-за невозможности получить доступ к лечению. Машины скорой помощи и другие автомобили с жертвами COVID-19 выстраиваются в очереди возле больниц, в которых нет свободных мест. Многие больницы сообщают, что пациенты, которых они лечили, умирали из-за того, что закончились запасы кислорода. За пределами крематориев растет число мертвых тел.

Государственная "вакцинная дипломатия"

С ухудшением ситуации правительство под руководством БДП подверглось критике со стороны индийских судов за то, что оно сосредоточило внимание на избирательных кампаниях в штатах вместо превентивных мер по борьбе со второй волной эпидемии. Помимо слишком быстрого ослабления ограничений и несвоевременного укрепления системы здравоохранения, многие штаты сталкиваются с нехваткой вакцин против COVID-19. В январе премьер-министр Нарендра Моди заявил, что развернул «крупнейшую в мире кампанию», стремясь к июлю вакцинировать 300 миллионов человек. На момент написания статьи только 2% населения Индии - 29 миллионов - были полностью вакцинированы двумя дозами. Это по сравнению с 23% в Великобритании и 30% в США, каждая из которых сосредоточены на первоочередной вакцинации своих наиболее уязвимых граждан для снижения количества новых заражений и смертей.

Индия думала о другом. Она стремилась распространять вакцины по всему миру в рамках своей дипломатии. Будучи крупнейшим в мире производителем вакцин, Индия на сегодняшний день экспортировала 66 миллионов доз в 95 стран. Тем не менее, ранее в этом году, когда пандемия, казалось, находилась под контролем, правительство Моди реализовало инициативу по раздаче бесплатных партий в попытке укрепить мягкую силу страны. Многие наблюдатели сомневались в уместности этого шага вместо сосредотачивания на вакцинации самих индийцев. К концу марта, когда количество инфицированных увеличилось, а количество вакцин уменьшилось, правительство Моди осознало, что его решение экспортировать миллионы доз было преждевременным. Было решено прекратить экспорт вакцин и вместо этого вакцинировать индийцев старше 45 лет. Тем не менее, из-за недальновидности правительства, возглавляемого БДП, ущерб уже был нанесен.

Между тем, государственные администрации в Махараштре, Дели и Андхра-Прадеше, которые не находятся под управлением БДП, заявили, что у них не хватает вакцины. Критики обвинили Моди в политической игре с распределением вакцины, поскольку штаты с правительствами БДП, такие как Гуджарат, получили почти такое же количество доз вакцины, что и Махараштра, население которой вдвое больше, чем в Гуджарате. Вардхан отрицал, что в регионах не хватает запасов, и вместо этого обвинил правительства штатов в плохом развертывании вакцинации.

Чтобы противостоять критике за неэффективное планирование, центральное правительство 19 апреля объявило, что с 1 мая пройти вакцинацию смогут все граждане старше 18 лет; ранее она была ориентирована на медицинских работников и людей старше 45 лет. С открытием этой возможности для всех взрослых право на вакцину имеют еще 600 миллионов человек. Однако из-за дефицита вакцин некоторые штаты отложили старт этой кампании. Сайт, через который граждане могли записаться на укол, «рухнул» через несколько минут после его запуска для новой возрастной группы.

Правительство одобрило выделение дополнительных средств производителям вакцин для увеличения производства. Однако увеличение производства вряд ли произойдет в течение нескольких месяцев, поскольку вакцины проходят длительный процесс упаковки и проверки безопасности. Чтобы восполнить этот дефицит, правительство ускорило процесс утверждения вакцин иностранного производства. К ним относятся Johnson and Johnson из Бельгии и Sputnik V из России, которые стоят дороже местных.

Пытаясь сохранить свой публичный имидж, 20 апреля Моди обратился к народу. Индийцы нуждались в поддержке и требовали ответов, но премьер-министр им этого не дал. Он не проинформировал общественность о планах по преодолению кризиса и не объяснил, почему страна попала в ужасающую вторую волну. И это несмотря на его хвастовство о том, что Индия справилась с пандемией и должна служить образцом для всего мира. Похоже, что центральное правительство довольствуется тем, что возлагает вину на государственную администрацию и общественность вместо того, чтобы признать свои ошибки.

Ранее на этой неделе БДП, несмотря на интенсивную предвыборную кампанию, не удалось победить в штате Западная Бенгалия. Похоже, индийцы начинают понимать, что стране дорого обходится озабоченность Моди своим публичным имиджем и его потребность в голосах. Фактически, одержимость выборами со стороны индийских политиков способствовала второй волне эпидемии COVID-19. Индии остается только надеяться, что Моди и другие политики переключат свое внимание с политики на здравоохранение, пока не стало слишком поздно.