На этой неделе на телеканале «Россия 1» в эфир вышла шестисерийная экранизация романа Прилепина «Обитель». Зрители, посмотрев первую серию, пребывают в недоумении, а обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко разбирается, почему сериал «Обитель» по Прилепину не оставляет места чувствам.
1927 год. Стильно одетые молодые люди воодушевленно цитируют поэзию на палубе судна, везущего их на Соловки, к месту заключения. Унывать осужденным нет причин: на месте их ждет вполне цивильная, по своему времени, жизнь – с вкусняшками из магазина, постановкой по Булгакову в театре и радостями мирного труда. А что под конвоем к шконкам провожают, не беда – в Гражданскую вообще к стенке бы поставили без разбора, что красные, что белые. Когда герой по имени Артем безмятежно засыпает за сбором ягод в лесу, нежданно появившийся начальник лагеря его ласково журит и что-то там цитирует на француском. Аристократичный начлаг Эйхманис искренне верит, что добрым отношением и трудом на свежем воздухе можно перековать хоть контру недобитую, хоть расписных урок, которых тут чалится примерно поровну. Однако, не век ему тут насаждать коммуну и сладко чпокать следователя Галину, не снимая кожанку: скоро на его место заступит упырь Ногтев, при котором установятся совсем другие порядки.
Роман Захара Прилепина «Обитель», легший в основу одноименного сериала, удостоился громкого обсуждения по выходе в тревожном 2014 году. Основная масса критиков разглядела в романе восхитительно сложный опус магнум самого важного писателя современности. Редкие возражения, где по пунктам развенчивалась художественная ценность произведения, не помешали автору взять «Большую книгу» и получить государственную премию. Думал ли пылкий нацбол Прилепин, что будет не только обласкан властью, но сделает и собственные шаги в большой политике после рокового 2014-го? Жизнь преподносит сюрпризы почище литературной выдумки.
В сериале Александра Велединского с сюрпризами дела обстоят несколько хуже. По словам самого Прилепина, режиссер позволил себе определенные вольности в повествовании, что-то оставил за бортом или упростил, где-то придумал собственные сюжетные ходы, усилил отдельные характеры. Все это, разумеется, оправдано кинематографическими нуждами – это и называется «по мотивам». Однако, если в фильме «Географ глобус пропил» Велединский вывел главного героя так, что в его нелепой неустроенности видна своя сила и правда, которой легко сочувствуешь, за Артемом в «Обители» наблюдаешь абсолютно отстраненно. Актер Евгений Ткачук сделал своего героя волком-одиночкой, чья жизненная траектория лишь по касательной чиркает по мирам большевиков, урок и белых, смятым в тесноте лагерного барака. Герой словно вазелином намазан, что помогает ему избежать трения со всеми вокруг даже после драки с вором и тирады «Да пошел ты в манду кобылью, поручик». Конфликты есть, но их нет.
«Хотите здесь выжить – растворитесь в общей массе», – говорит почему-то благоволящий к герою белогвардеец, но это тревожное высказывание тонет в тихом омуте повествования. Как и все другие глубокомысленные резюме, слабо подкрепленные живым действием. Даже свадебный генерал Безруков, сыгравший здесь удивительного начлага (вполне реальную персону, к слову), оставляет по себе впечатление такого Чеширского кота: вроде, улыбка есть, а самого его в кадре нет, эдакая. глыбина – и не заполняет собой пространство. Чудеса, да и только.