Найти тему

5 ошибок родителей в разговоре с подростком о выборе профессии и о том, как их можно исправить. Советы психолога

Когда мы начинаем разговор с ребенком о выборе профессии, скорее всего перед нами сидит подросток.

Куда его направить? Как помочь? Что подсказать? – такие вопросы волнуют каждого родителя.

Являясь детским психологом на протяжении 11 лет, я много раз сталкивалась с ситуациями, когда родитель паникует-

"Нужно уже срочно определяться куда поступать», а мой даже говорить об этом не хочет"

Когда такого НЕ замотивированного подростка приводят ко мне на консультацию, обычно я применяю для разговора с ним методику

«Хочу, Могу, Надо»

Точнее даже это не методика, а последовательность обсуждений с ребенком его выбора профессии.

Сегодня мы начнем со слова «ХОЧУ».

Вначале, Вам как родителю, нужно выяснить в целом – о чем задумывается Ваш подросток в выборе профессии.

Делать это нужно аккуратно и ненавязчиво.

Совсем не так, как это попробовала сделать мама Оля.

Мама Оля, 43 годя. Ее сын – ученик 9 класса. Она долго готовилась к разговору о профессии. На нее давили разговоры других родителей, не давали ей покоя:

Вокруг уже все мамашки обсуждают - куда собираются идти их дети - одноклассники моего сына. А моему оболтусу ничего не надо. Кем он будет?

Она пришла ко мне на консультацию в отчаянье - "Я все испортила этим разговором"

Вот как происходил этот разговор

Решившись наконец поговорить с подростком, она выбрала день, с решительным видом зашла в комнату. Парень слушал музыку в наушниках и в ритм музыки спросил: «Че надо? В магазин сходить?»

Мама, присев на стул, ответила:

«Хватит фигней страдать. Давай поговорим, куда поступать будем после 9 класса. Давно собиралась с тобой это обсудить».

Подросток закатил глаза: «Мам, ты че? Прямо с утра? Давай потом обсудим».

Ольга сразу перешла в наступление:

«Да, посмотри на себя –лежишь целыми днями. Что из тебя будет? Горе ты мое. Все дети в классе уже определились, один ты остался. Ты скажи мне – хоть какие-то мысли на этот счет у тебя есть?».

Подросток ощетинился: "Сказал же не сегодня. Отстань" и отвернулся к стене.

Мама ушла со слезами на глазах: «Сволочь ты, тунеядец. Я тебя на своей шее держать до 30 лет не собираюсь»

СТОП! Так как сделала мама Оля, делать запрещено.

Почему? Какие ошибки она допустила с точки зрения психологии:

  1. Ребенок НЕ был настроен на разговор. Эта тема его НЕ волновала в этот момент
  2. Подростка оторвали от чего-то по его мнению важного, тем самым создали негатив вокруг самой темы разговора
  3. Подростка сравнили с другими детьми, что для него неприемлемо
  4. Навешали ярлыки «сволочь», «тунеядец», которые в дальнейшем могут привязаться к нему и стать реальностью (он решит, что такой и есть и не будет с этим бороться)
  5. Продавливание темы приведет к обратному результату - подросток специально будет ее избегать

Как правильно построить разговор о профориентации и не отвернуть от этой темы подростка?

Справедливости ради, это вообще НЕ должен быть особенный день для разговора.

Совсем недавно одна разумная мама рассказывала мне:

«Я вообще начинаю разговаривать о разных работах с детьми, начиная с 8-9 лет. Вот идем в магазин, стоим на кассе и обсуждаем работу кассира – с чем она связана, какие у нее плюсы и минусы. Едем в такси - говорим о работе таксиста и т.д.»

Если начинать такие разговоры с начальной школы, то ребенок будет осведомлен о многих профессиях с детства и это поможет ему в дальнейшем.

Но, если Вы этого не делали - есть шанс все исправить.

Правила разговора с подростком:

  1. Разговор должен начаться ненавязчиво, как будто случайно
  2. Быть терпеливой, не «идти на таран»
  3. Быть готовой к отпору и нежеланию говорить с Вами в этот момент
  4. Быть готовой к тому, что разговор не состоится и его нужно будет отпустить ситуацию и отложить его на потом
  5. Постараться сойтись с подростком в каком-либо вопросе. (Похвалить его за знание о себе или сказать, что Вы тоже что-то не любите делать)

Теперь Вы знаете, чего хочет Ваш подросток. О чем он думает, почему хочет выбрать эту профессию. Будьте готовы к самым странным ответам:

«Хочу того же, что и друг»

«Пойду туда, чтобы меньше напрягаться»

«Пойду учится куда угодно, лишь бы НЕ быть врачом как ты»

Говорили ли вы с подростком о выборе профессии? Как это прошло у вас?