Личность современного человека все больше формируется не основным видом деятельности, а досуга. Досуг же большинство людей отдают шопингу.
Если задуматься об основном развлечении людей 21 века, то одно из первых мест занимает шопинг. И это не просто покупки, а форма досуга. Большинство людей разных стран мира в свободное время отправляется не в музей, не на концерт или в театр, а в торговый центр. Надо пополнять запасы продуктов, делать покупки, а там это удобно и приятно. Но, постепенно гипермаркеты захватывают чужое пространство, грозя заменить все культурные развлечения – кинотеатры, ресторанчики, бары, интернет-кафе, площадки, где часто выступают артисты, на огромных площадях размещают художественные выставки. В этом бы не было ничего плохого, если бы люди не приобретали зависимость от посещения торговых центров, которые всячески стараются провоцировать на покупки, в том числе и ненужные.
Развитие зависимости
Особенно быстро попадают в зависимость дети, родители которых не оберегают их от рекламы. А бывает даже, малыши разговаривают с рекламой. Для них, внедренные в рекламу продуктов и вещей абстрактные понятия, непонятны. Например, трудно объяснить ребенку, что доверительные, теплые отношения в семье не связаны с сыром «Хохланд», а дружба – с бутылкой пива. И для детей очень быстро весь видимый мир раскладывается на составляющие, имеющие свой ярлык, цену, и продающиеся в определенном магазине. С раннего детства ребенок убеждается, что счастье в вещах, а любовь, дружба, добро и зло, про которые читают в книгах, так там и остаются. Ребенок начинает выпрашивать вещи и предметы, увиденные в рекламе, а когда вырастет, будет покупать все, что разрекламировали и будет удовлетворять потребности, навязанные извне, а не свои собственные.
Некоторые виды зависимости
Как ни странно, но по мере того, как усложняется мир вещей, внутренний мир человека становится более простым и убогим.
Личность современного человека все больше формируется не основным видом деятельности, а досуга. Досуг же большинство людей отдают шопингу. И мнение о человеке складывается исходя из того, что он покупает. Чем выше уровень потребления (потребность, которую он может удовлетворить), тем больше веса в обществе имеет человек. Наибольшее счастье для многих – купить себе все, что хочется. Нередко это превращается в шопоголизм. Например, гаджет с опцией, которой не обладает прежний, просто сводит с ума. Новые гаджеты покупают исходя из моды и слухов, а не потому, что они необходимы. Новый навороченный гаджет становится предметом престижа, по нему окружающие судят о его владельце. Часто, осваивая новое приобретение сутками напролет, человек забывает о пище, супружеских обязанностях и т.д. Он становится гаджетоманом. Он не может оторваться от прибора, у него ощущение пустоты, если нет возможности обновить гаджет или эйфория, если это удается. Перенапряжение мышц рук, головные боли, бессонница, нежелание общаться с близкими – основные симптомы гаджетомании. Врачи советуют чаще читать книги, гулять, а не смотреть постоянно в жидкокристаллический монитор компьютера-наладонника, и еще быть сдержаннее в покупках.
Люди, особенно женщины, зависимы от покупок одежды. Причем не важно, с чем они будут носить белые замшевые сапоги или яркий пиджак. Часто вещи так и остаются невостребованными висеть в шкафах у хозяек, хотя и очень красивые, и хорошо сидят. Бывает, если женщина не купит себе одежду в определенный период времени, то начинает тосковать. Когда как регулярные пробежки по бутикам и приобретение вещей втрое поднимает ей настроение. Складывается впечатление, что она ищет в магазине не вещи, а кусочки счастья, поджидающего на вешалках и полках. Случается, что купив новые джинсы, женщина вдруг обнаруживает у себя в шкафу такие же, купленные месяца 2 назад. У иной полный шкаф дорогих вещей, а она не знает, что надеть и, наконец, выбирает что-то невообразимое. Или постоянно ходит в одном и том же свитере и джинсах. Прежде всего, надо развивать в себе умение одеваться и вдумчиво подходить к любой покупке, будь то техника, гаджет, одежда и т.д., а не пополнять ряды бездумных потребителей.
Скучно и не нормально без конца покупать, потреблять, затем снова покупать. Ведь для этого не нужны ни игра ума, ни фантазия, ни старание. Эти способности за ненадобностью могут вообще отмереть. Хорошо, что сейчас нет дефицита и ребенку можно купить любую игрушку, маску, карнавальный костюм, одежду и обувь. К тому же пропал и экономический смысл в рукоделии. Вещи хоть ширпотребные, но приличные и стоят недорого. Но, почему-то детям помнятся наряды для кукол, сшитые с мамой или бабушкой, связанные игрушки, слепленные из глины поделки. Конечно, самодельное уступает фабричному, но в нем есть своеобразная прелесть, неповторимые штрихи, милая дефектность. Отказываясь хоть что-нибудь делать своими руками, мы что-то безнадежно утрачиваем.
Но есть довольно много людей, которые не стремятся постоянно улучшать условия существования, они тоже делают покупки, но компании производителей были бы ими очень сильно недовольны. Такие люди не стремятся «быть на уровне» и потреблять как можно больше. Они обновляют гардероб по необходимости, добротную мебель не заменяют новой, модной, не делают евроремонт каждые 5 лет. И это совсем не по бедности, просто потребности их лежат в других сферах. Свои средства они направляют на самореализацию, занятия наукой, искусством, путешествия, на помощь нуждающимся, на то, что развивает кругозор, ум и душу.