Недавно очередной «уникум» назвал меня «кнопконажимателем». Недалёкий ум возомнил, что профессия фотографа предполагает исключительно съёмку видов на фотоаппарат. «Гений» и подумать не мог, что непосредственная съёмка – это только 15% рабочего времени, а ещё 50% – это ретушь и обработка.
Когда речь заходит о ретуши портретов, то вспоминаются другие «таланты», которые говорят, что именно обработка превращает портреты людей в пластмассовых кукол. Это во многом так, но такое происходит лишь тогда, когда неопытный ретушёр допускает ошибки.
Полная ликвидация текстуры кожи
Крайне часто приходится сталкиваться с такой ошибкой как чрезмерное выглаживание кожи. Это больше похоже на заигрывание с ретушью, когда молодой фотограф-ретушёр только-только познал технику обработки портретов и не понимает границы дозволенного.
От того насколько хорошо прорисованы элементы кожи (пушок, поры, пигментные пятна, морщины, веснушки и так далее) зависит качество зрительского восприятия. Если кожу излишне разгладить, то может получиться кукольное пластмассовое лицо. Оно будет красиво лишь в глазах ретушёра, но даже самой модели такой комплимент не всегда по нраву.
Ещё хуже ситуация, когда избыточная ретушь нарушает светотеневой рисунок. Особенно это касается фотосъёмки с естественным светом, но часто проявляется и на студийных фотографиях.
Именно по вышеуказанным причинам ретушёру нужно чётко бдительно смотреть за текстурой кожи и лишний раз не корректировать её. В этом деле требуется предельная осторожность.
Запредельная прорисовка глаз
Иной случай допущения ошибок заключается в том, что ретушёр начинает с простого увеличения резкости глаз, а заканчивает чуть ли не полной их прорисовкой. Это неправильно, потому что превращает живого человека в робота. Чаще всего неверно обрабатывается радужка (цветная часть глаза) и склера (белок глаза).
Радужную оболочку не следует прорисовывать в одной плоскости. Лучше всего просто дать ей немного резкости, а светотеневой рисунок вообще не трогать. Опытный ретушёр может чуть-чуть подсветлить глаз, но без фанатизма.
Всё тоже самое касается и белков. Если есть сосудики на склерах (даже лопнувшие), то пусть там и остаются. Не нужно стремиться к идеально белым глазам, потому что это выглядит неестественно. Теперь, когда вы знаете об ошибках на глазах, проведите параллели к волосам, губам и зубам. Чувствуете сходство?
Глубина резкости на минимуме
Для получения изящного художественного эффекта диафрагма раскрывается на максимум, а глубина резкости сокращается до минимума. Такой приём позволяет выделить самую узкую часть портрета и оставить в резкости только её. Это приводит к излишней плоскостности фотографии.
Поэтому уменьшать глубину резкости я советую только для специальных художественных эффектов. В хэдшотах и погрудных портретах исользуйте диафрагму f/2.2 или выше. Не стоит раскрывать её сильнее, потому что глубина резкости станет совсем маленькой, а лицо совсем плоским из-за излишнего размытия.
Но это были советы фотографу, который не всегда сочетает в себе обязанности ретушёра. Если ретушёру попалась фотография с описанным дефектом, то ему не стоит применять технику обработки макияжа, потому что и без того мутный раскрас станет полностью плоским. В этом случае лицо будет похоже на детскую аппликацию (когда ребятня вырезает из цветной бумаги фигурки и из них склеивает картину, вот так же будет и модель – бежевый круг с наклеенными бровями, глазами, губами и носом).
Увеличение губ и деформация других частей тела
Начинание это само по себе только приветствуется как часть комплиментарной фотографии. Но если модель уже сотворила со своим лицом некоторые манипуляции, то подчёркивать их дополнительно в Фотошопе точно не стоит.
Я бы советовал вообще не использовать инструмент пластики, во всяком случае широко. Пусть с моделями работают визажисты, потому что делать подтяжки – это не работа ретушёра.
Мною были перечислены только лишь базовые ошибки в ретуши. По факту их куда больше, но и встречаются они реже. Чтобы их не совершать могу порекомендовать обратиться к профессионалам или просто опытным ретушёрам за обучением. Помните, что в фотошколах всегда открыта дверь, но только для тех, кто действительно нуждается в знаниях.