Найти тему
Блог увлечённого фотографа

Какие ошибки совершают фотографы во время портретной ретуши

Недавно очередной «уникум» назвал меня «кнопконажимателем». Недалёкий ум возомнил, что профессия фотографа предполагает исключительно съёмку видов на фотоаппарат. «Гений» и подумать не мог, что непосредственная съёмка – это только 15% рабочего времени, а ещё 50% – это ретушь и обработка.

Когда речь заходит о ретуши портретов, то вспоминаются другие «таланты», которые говорят, что именно обработка превращает портреты людей в пластмассовых кукол. Это во многом так, но такое происходит лишь тогда, когда неопытный ретушёр допускает ошибки.

Полная ликвидация текстуры кожи

Крайне часто приходится сталкиваться с такой ошибкой как чрезмерное выглаживание кожи. Это больше похоже на заигрывание с ретушью, когда молодой фотограф-ретушёр только-только познал технику обработки портретов и не понимает границы дозволенного.

На этой фотографии сохранены лишь мимические морщины около рта, остальное полностью выглажено
На этой фотографии сохранены лишь мимические морщины около рта, остальное полностью выглажено

От того насколько хорошо прорисованы элементы кожи (пушок, поры, пигментные пятна, морщины, веснушки и так далее) зависит качество зрительского восприятия. Если кожу излишне разгладить, то может получиться кукольное пластмассовое лицо. Оно будет красиво лишь в глазах ретушёра, но даже самой модели такой комплимент не всегда по нраву.

Ещё хуже ситуация, когда избыточная ретушь нарушает светотеневой рисунок. Особенно это касается фотосъёмки с естественным светом, но часто проявляется и на студийных фотографиях.

На этой фотографии ретушь такая, что кажется, что девушке приложили плёнку к лицу и аккуратно подрезали её по глазам, ноздрям и рту. Понятно, что светотень в этом случае моментально нарушается.
На этой фотографии ретушь такая, что кажется, что девушке приложили плёнку к лицу и аккуратно подрезали её по глазам, ноздрям и рту. Понятно, что светотень в этом случае моментально нарушается.

Именно по вышеуказанным причинам ретушёру нужно чётко бдительно смотреть за текстурой кожи и лишний раз не корректировать её. В этом деле требуется предельная осторожность.

Запредельная прорисовка глаз

Иной случай допущения ошибок заключается в том, что ретушёр начинает с простого увеличения резкости глаз, а заканчивает чуть ли не полной их прорисовкой. Это неправильно, потому что превращает живого человека в робота. Чаще всего неверно обрабатывается радужка (цветная часть глаза) и склера (белок глаза).

Ретушь, когда глаза будто вставленные
Ретушь, когда глаза будто вставленные

Радужную оболочку не следует прорисовывать в одной плоскости. Лучше всего просто дать ей немного резкости, а светотеневой рисунок вообще не трогать. Опытный ретушёр может чуть-чуть подсветлить глаз, но без фанатизма.

Всё тоже самое касается и белков. Если есть сосудики на склерах (даже лопнувшие), то пусть там и остаются. Не нужно стремиться к идеально белым глазам, потому что это выглядит неестественно. Теперь, когда вы знаете об ошибках на глазах, проведите параллели к волосам, губам и зубам. Чувствуете сходство?

Глубина резкости на минимуме

Для получения изящного художественного эффекта диафрагма раскрывается на максимум, а глубина резкости сокращается до минимума. Такой приём позволяет выделить самую узкую часть портрета и оставить в резкости только её. Это приводит к излишней плоскостности фотографии.

Малая глубина резкости смягчает не только кожу, но и светотеневой рисунок. Из-за этого картинка становится плоской.
Малая глубина резкости смягчает не только кожу, но и светотеневой рисунок. Из-за этого картинка становится плоской.

Поэтому уменьшать глубину резкости я советую только для специальных художественных эффектов. В хэдшотах и погрудных портретах исользуйте диафрагму f/2.2 или выше. Не стоит раскрывать её сильнее, потому что глубина резкости станет совсем маленькой, а лицо совсем плоским из-за излишнего размытия.

Но это были советы фотографу, который не всегда сочетает в себе обязанности ретушёра. Если ретушёру попалась фотография с описанным дефектом, то ему не стоит применять технику обработки макияжа, потому что и без того мутный раскрас станет полностью плоским. В этом случае лицо будет похоже на детскую аппликацию (когда ребятня вырезает из цветной бумаги фигурки и из них склеивает картину, вот так же будет и модель – бежевый круг с наклеенными бровями, глазами, губами и носом).

Увеличение губ и деформация других частей тела

Начинание это само по себе только приветствуется как часть комплиментарной фотографии. Но если модель уже сотворила со своим лицом некоторые манипуляции, то подчёркивать их дополнительно в Фотошопе точно не стоит.

Пухлые губы не требуют дополнительного увеличения.
Пухлые губы не требуют дополнительного увеличения.

Я бы советовал вообще не использовать инструмент пластики, во всяком случае широко. Пусть с моделями работают визажисты, потому что делать подтяжки – это не работа ретушёра.

Мною были перечислены только лишь базовые ошибки в ретуши. По факту их куда больше, но и встречаются они реже. Чтобы их не совершать могу порекомендовать обратиться к профессионалам или просто опытным ретушёрам за обучением. Помните, что в фотошколах всегда открыта дверь, но только для тех, кто действительно нуждается в знаниях.