Одна из главных проблем бизнеса — беспорядок в финансах. Однако компания Александра Афанасьева обещает владельцам настоящий кайф: внедрить технологию и предоставить финансового директора. Бизнес становится управляемым, понятным, а владелец может принимать объективные решения, опираясь на достоверную информацию.
«Нескучные финансы» быстро росли и развивались, а потому Александр Афанасьев решил не терять времени и обратиться к Александру Высоцкому. «Я не хотел в 30 лет выглядеть на 50, а потому решил, что нужно строить системный бизнес», — признаётся А. Афанасьев. Подробнее о компании «Нескучные финансы» и о том, какие амбициозные планы появились после прохождения годовой программы «Visotsky Consulting», читайте в нашем интервью.
Предпочитаете видеоформат? Смотрите интервью с создателем «Нескучных финансов» Александром Афанасьевым на YouTube-канале Александра Высоцкого! Почему А. Афанасьев считает отсутствие конкурентов серьёзным минусом, какие обязанности владельца бизнеса, по его мнению, главные и как изменилась его жизнь после годовой программы? Смотрите прямо сейчас: https://youtu.be/n-mRS7wY5UQ.
Александр, расскажите немного о вашем бизнесе.
Наш проект «Нескучные финансы» существует уже 4 года. 2019 год был посвящён переходу из стартапа в бизнес. Мы занимаемся предоставлением в команду профессионального финансового директора на аутсорсе. На постоянном сопровождении сейчас больше 100 компаний малого и среднего бизнеса. Мы закрываем функцию управленческого учёта. Сейчас с нами работают порядка 50 финансовых директоров, планируем увеличить их количество.
Конечно, некоторым людям кажется, что такая форма управления финансами сопряжена с риском. Однако с юридической точки зрения мы подписываем договор как с будущим финансовым директором (это очень большая работа), так и с клиентом. Во-вторых, вся работа проводится в Google-документах, мы оплачиваем аккаунт G-Suite. Все документы принадлежат нашему клиенту: в любой момент он может отключить доступы. А с точки зрения этики и человеческих отношений важную роль играет доверие. Ведь может быть и такое, что человек, нанятый в штат, поступит нечестно.
Мне ваш замысел кажется уникальным. Есть ли у вас какие-то примеры для подражания или конкуренты?
Согласен, с моей точки зрения, это уникальный продукт. Конечно, конкуренты есть. Стоит только зайти на сайт для поиска работы HeadHunter — там множество резюме финансовых директоров, получивших профильное образование. Но всё же мы первые, кто поставил предоставление этой услуги на конвейер, на поток.
На самом деле 3.5 года назад мало кто верил в наш успех. Никто не верил, что подобную услугу можно предоставлять в онлайне, ведь все хотят, чтобы финансовый директор был в офисе, в гуще событий. Знакомые крутили пальцем у виска, услышав мою идею. Но сейчас у нас уже более 100 постоянных клиентов.
То есть компаний-конкурентов у вас нет?
Да, на рынке они не представлены. Есть разве что частники, которые увидели, что онлайн-формат работает. Но я надеюсь, что через 2–3 года достойный конкурент появится, буду рад этому!
Думаю, вы, Александр, знаете, насколько обидно создавать новую нишу. Мы тратим огромные деньги на рекламу, а вот вместе с конкурентами мы бы намного быстрее развивали рынок! Очень много ресурсов тратится на то, чтобы рассказать людям о существовании и необходимости нашей услуги.
Честно говоря, не знаю, есть ли подобные компании в Европе, Азии и США, не изучал этот вопрос, ведь в России просто непаханое поле. Но, когда появятся свободные деньги на инвестирование, года через 2–3, мы подумаем о выходе на американский рынок. Сейчас развиваемся в России, фокусируемся на этом.
Как возникла идея создания такого уникального продукта?
Я всегда говорю так: «Стал финансистом не от бога, а от боли». Мой опыт предпринимательства — больше 10 лет, начал в 2010 году. Очень хотелось заработать много денег и не работать на дядю. Вместе с партнёрами мы начали, на мой взгляд, самый сложный бизнес — общепит. За 5 лет открыли 6 кафе-блинных у нас в городе.
Если коротко, я вышел из бизнеса в 2016 году с убытком в полтора миллиона рублей. Тогда для меня это были огромные деньги. И я начал искать причину, ведь в маркетинге и упаковке разобрался, в продажах и продукте тоже… Откуда долги? Тогда нужно было сделать выбор: воплощать мечту или уйти работать по найму, где меньше ответственности. Выбрал первый вариант, но решил сделать всё с умом, разобраться. Я понял, что мне не хватило базовых знаний в управлении людьми и финансами. А ведь с этого нужно начинать! Но в реальности такого не происходит.
Я решил, что не начну бизнес, не имея прочной базы знаний. Весь 2016 год я потратил на обучение и чтение литературы по финансам. И ко мне стали обращаться коллеги-предприниматели. Это были те люди, которые хвастались тем, что зарабатывают миллионы, но цифры показывали, что у них множество скелетов в шкафах и ничего они не зарабатывают.
Сколько человек было в компании, когда вы заходили на программу?
Около 40 человек. Сейчас количество удвоилось. Немного забегу вперёд и расскажу, как мы попали к вам на программу. Мы поняли, что растём очень быстро. И, так как у меня был негативный опыт в прошлом, я сказал партнёру: «Бизнес растёт. В 30 лет на 50 выглядеть не хочу! Нужно, чтобы рост был обеспечен системой». Мы начали искать варианты, и 2019 год был ознаменован переходом стартапа в бизнес.
Важна ли для вас фокусировка на одном продукте?
Да, я понял это на сессии стратегического планирования в Тайланде в 2020 году. Мы замучились придумывать воронки, вводные продукты. А вот ближе к концу 2020 года была стратегическая сессия в Санкт-Петербурге, мы работали над одним продуктом, над одной воронкой. Всё понятно и легко! Мы осознали, что надо концентрироваться на одном продукте, дорабатывать его. В общем, не распыляться.
В чём секрет такого быстрого роста вашей компании?
Есть ряд факторов, обеспечивающих наш рост. Я бы даже назвал это ростом в удовольствие. Многие удивляются тому, как это мы быстро растём и до сих пор радуемся жизни. Первое — управленческая отчётность, которая показывает, где мы сейчас находимся, что можем и не можем позволить. Второе — продукт, который клиенты готовы рекомендовать. Третье — команда профессионалов и экспертов, причём мы постоянно повышаем уровень компетентности. Также много ресурсов вкладываем в PR, производство контента. Постоянно выступаем, пишем статьи, у нас есть свой онлайн-журнал. На коммерческий блок уходит 30% выручки.
Как видите, недостаточно лишь иметь высокую мотивацию, необходимо внедрять и применять инструменты управления.
Как моя программа повлияла на развитие вашего бизнеса?
Как я понял, к вам приходит не очень много компаний, существующих на момент старта всего 2 года. То есть, придя на программу, мы, по сути, действовали на опережение. Понимали, что быстро растём, и решили построить систему вовремя. Программа была для нас не «таблеткой», а «биоактивной добавкой»! Она усилила наш «иммунитет» и позволила расти с улыбкой на лице. Мы чётко понимали свои действия, ведь программа очень чётко выстроена с точки зрения последовательности. Здорово, что благодаря ей мы сумели выстроить организованную коммуникацию.
Оказала ли программа влияние на то, как вы проходите коронакризис?
Безусловно! Я уверен, что наши хорошие результаты были обеспечены инструментами. Самый мощный из них, на мой взгляд, — оргсхема. На её разработку и внедрение мы потратили около трёх месяцев. Сейчас все сотрудники ею пользуются, а новички обязательно проходят обучение по ней. Также очень эффективным считаю недельное планирование, оно помогает сотруднику чётко отслеживать действия и не выгореть. Например, мой совладелец начал закипать, и я попросил его составить недельный план, указать количество часов. Он обнаружил, что работал по 60 часов в неделю! Так мы нашли причину его выгорания. Инструменты помогли удержаться в этот шторм.
Какие, на ваш взгляд, обязанности у владельца компании?
Обязанности владельца — задавать видение и ставить цели. Это основа основ. Владелец тот, кто создаёт осмысленность в компании. Он ответственен за построение коммуникации внутри компании, даёт понимание того, кто и за что отвечает. Он должен продвигать цель и миссию компании. Также владелец отвечает за стратегический маркетинг, управление финансами.
Программа очень длинная, идёт около года. Изменилось ли за время её прохождения ощущение бизнеса, команды?
Появилось ощущение благодарности к моей команде. Они знают, что мы делаем и куда идём. Сотрудники готовы брать ответственность за результат. Я вижу, что люди — не помеха для достижения цели, а мои единомышленники и соратники.
Для меня бизнес — не самоцель, а творческая реализация. Я считаю, что бизнесу нужно учиться. Точно так же, как актёры посвящают себя театру и кино, я хочу посвятить свою жизнь управленческой работе и стать профессионалом. Также для меня очень ценны близкие люди, я всегда говорю, что у меня два проекта — «Нескучные финансы» и моя семья! Ещё я много времени уделяю здоровью, хочу правильно питаться, хорошо выглядеть и дожить до 100 лет. А бизнес — мой источник вдохновения для всего этого.
Какой совет вы бы дали предпринимателям, которые находятся в начале пути?
Бизнес — это технология. Поэтому нужно становиться профессионалом, ведь бизнес влияет на нашу жизнь в целом. Осознайте, что бизнесмен — это профессия, которой нужно последовательно учиться. Никакой магии в этом нет! Вопрос лишь в знании технологии. Тогда вы сможете получать удовольствие от бизнеса.
Сейчас много курсов и программ по систематизации бизнеса, есть информация в открытом доступе. Как не ошибиться при выборе?
Всё зависит от того, на каком этапе развития компания. Конечно же, нужно исходить из запроса, задачи, которую ты решаешь. Вы должны знать, чего хотите. Согласен с вами, сейчас вокруг ну очень много информации, которую можно получить бесплатно. Есть маркетинговые триггеры, которые заставляют постоянно чего-то хотеть. Очень трудно найти среди всего многообразия те «зёрна», которые дадут результат.
Определив цель, начинайте искать программу, которая сможет решить проблему. Читайте отзывы, спрашивайте у друзей, пробуйте вводные продукты. Надо тестировать всё. Не бойтесь ошибок!
Ваши планы: что ждёт «Нескучные финансы»?
Хотим, чтобы с нами работали 300 клиентов. Это вызов для нас. Следующая цифра — 1000 клиентов. Надеюсь, что мы придём к собственной IT-платформе через 5–7 лет. Хочу, чтобы финансовые директора стали нашими партнёрами, сформировалось мощное комьюнити. Идей много, но в первую очередь хотим давать ценность нашим клиентам.
За что вы благодарны программе больше всего?
Есть рабочая технология, приносящая результат. И её нужно знать. Работа «Visotsky Consulting» — это большой труд, и я вас искренне благодарю за него. Здорово, что вы формируете такой концепт. Я понял, что владелец и руководитель — две разные роли. Но при этом владелец не убегает из бизнеса, а занимается стратегическими задачами. А, находясь в операционке, делать это невозможно. Кроме того, всё это подкрепляется работающими инструментами. Считаю, что ваша программа уникальна. Она окупила себя сразу же!
Благодарность вам от меня, моего партнёра и нашей команды! Мы все получаем от инструментов пользу. Меня очень вдохновляет ваша деятельность и то, что «Visotsky Consulting» представлена в разных странах. Смотрю на вас, и хочется так же! Вы для меня — пример!
Подписывайтесь на канал и регистрируйтесь на бесплатный мастер-класс Александра Высоцкого по систематизации бизнеса.